Информационные вызовы и логистика на предприятии (е-бизнес)

Субъектная структура народного хозяйства и логистические процессы

 

Государство может воздействовать на рынок путем формиро­вания субъектной структуры народного хозяйства. Увеличение разнообразия секторов экономики и возникновение новых хозяй­ствующих субъектов повышают конкурентоспособность на рын­ке, облегчают процессы обмена, позитивно влияют на качество товаров и услуг. Рост количества субъектов рынка также отража­ется и на логистических процессах. В народном хозяйстве увели­чивается количество звеньев, в которых поддерживаются запасы, часто удлиняются пути продвижения ценностей от производите­ля к потребителю, расширяется сфера транспортных и манипуляционных процессов. Эти явления могли бы привести к росту из­держек на продвижение ценностей и на поддержание запасов, если бы одновременно не вырабатывались решения, снижающие зат­раты, уменьшающие запасы, упрощающие выбор источников по­ставок и т.ж;

Развитие субъектной структуры народного хозяйства, несмот­ря на возможный рост некоторых компонентов затрат, приносит существенные выгоды благодаря приближению источников заку­пок, увеличивает возможности выбора поставщиков и доступа к клиентам, что способствует росту объемов продаж.

Явления, обусловленные субъектной структурой народного хозяйства:

* увеличивается значение транспортных процессов в продви­жении продуктов между предприятиями, а также изменяется струк­тура самой транспортной отрасли;

* расширяются возможности выбора поставщиков и источ­ников закупок продуктов и услуг;

* увеличивается количество мест, в которых могут поддерживаться запасы;

* важное значение приобретают процессы информационного и телекоммуникационного обмена между предприятиями, что приводит к интенсификации использования современных инфор­мационных средств (например, Интернета).

Все эти явления требуют новых решений в сфере логистики и приводят к реальным изменениям в конкретных отраслях народ­ного хозяйства. Некоторые из них, связанные с запасами и транс­портом, мы чуть позже обсудим более подробно.

 

 

В конце XX и начале XXI века мы стали свидетелями стреми­тельного прогресса в использовании для нужд хозяйственных процессов всемирной информационной сети Интернет (World Wide Web - WWW). Интернет открыл новые широкие возможности, оп­ределяемые термином «электронный бизнес» (Electronic Business - e-Business), которые во многих случаях видоизменяют прежние принципы управления, в том числе и логистику. Главная область применения Интернета - именно процессы купли-продажи това­ров, услуг и информации, а также их дистрибуции в широком смыс­ле этого слова. Такая форма торговли уже имеет множество назва­ний, в том числе «электронная коммерция» (Electronic Commerce - е-Commerce) или «Интернет-коммерция» (Internet Commerce –i-Commerce).

В результате меняются организация заказов в цепи поставок и их исполнение. Модифицируется прежнее определение рынка, согласно которому он представляет собой место физического кон­такта продавца с покупателем. Как пишет М. Касперек, харак­терная особенность этого нового рынка (иногда его называют кибер-рынком) заключается в том, что «... продавец не обязатель­но должен владеть продаваемыми ценностями, он даже может не быть классическим посредником, а вся операция с точки зрения владельца продукта может ограничиться изменениями складско­го состояния и сальдо его счета. В результате, часто предприятие, к которому обращается покупатель, владеет лишь информацией о продукте, о его местонахождении и о времени возможного досупа к этому продукту»

Следует понимать, что современные решения из сферы е-бизнеса несут с собой совершенно новые вызовы. Например, можно указать:

* определение новых моделей функционирования бизнеса;

* способность действовать в сетевой, физически распределен­ной я разнородной среде ~В2В (Business-to-Business);

* необходимость индивидуализировать массового клиента - В2С (Business-to~ Consumer);

* необходимость обеспечить безопасную реализацию трансак­ции как для В2В, так и для В2С».

Совершенно очевидно, что развитие е-бизнеса в направлении виртуальной экономики будет требовать от менеджеров освоения его технологий, а также накопления навыков функционирования в киберпространстве и изменения ментальности человека в обла­сти хозяйственной деятельности. Вследствие неуклонной глоба­лизации бизнеса, фактически стирающей границы государств и даже континентов, становятся необходимыми поиск и освоение новых рынков сбыта в различных уголках нашей планеты.

Электронная торговля не заменяет физическую доставку товаров и услуг клиенту-получателю. На фоне развития электронные информационных потоков все большее значение приобретает бесперебойность процессов реального продвижения продуктов т.е. транспортировки, манипулирования, комплектация ассортимента и т.п. Сфера реальных логистических процессов будет также определять диапазон и темпы развития новых форм акации между участниками электронного рынка.