Информационные вызовы и логистика на предприятии (е-бизнес)
Субъектная структура народного хозяйства и логистические процессы
Государство может воздействовать на рынок путем формирования субъектной структуры народного хозяйства. Увеличение разнообразия секторов экономики и возникновение новых хозяйствующих субъектов повышают конкурентоспособность на рынке, облегчают процессы обмена, позитивно влияют на качество товаров и услуг. Рост количества субъектов рынка также отражается и на логистических процессах. В народном хозяйстве увеличивается количество звеньев, в которых поддерживаются запасы, часто удлиняются пути продвижения ценностей от производителя к потребителю, расширяется сфера транспортных и манипуляционных процессов. Эти явления могли бы привести к росту издержек на продвижение ценностей и на поддержание запасов, если бы одновременно не вырабатывались решения, снижающие затраты, уменьшающие запасы, упрощающие выбор источников поставок и т.ж;
Развитие субъектной структуры народного хозяйства, несмотря на возможный рост некоторых компонентов затрат, приносит существенные выгоды благодаря приближению источников закупок, увеличивает возможности выбора поставщиков и доступа к клиентам, что способствует росту объемов продаж.
Явления, обусловленные субъектной структурой народного хозяйства:
* увеличивается значение транспортных процессов в продвижении продуктов между предприятиями, а также изменяется структура самой транспортной отрасли;
* расширяются возможности выбора поставщиков и источников закупок продуктов и услуг;
* увеличивается количество мест, в которых могут поддерживаться запасы;
* важное значение приобретают процессы информационного и телекоммуникационного обмена между предприятиями, что приводит к интенсификации использования современных информационных средств (например, Интернета).
Все эти явления требуют новых решений в сфере логистики и приводят к реальным изменениям в конкретных отраслях народного хозяйства. Некоторые из них, связанные с запасами и транспортом, мы чуть позже обсудим более подробно.
В конце XX и начале XXI века мы стали свидетелями стремительного прогресса в использовании для нужд хозяйственных процессов всемирной информационной сети Интернет (World Wide Web - WWW). Интернет открыл новые широкие возможности, определяемые термином «электронный бизнес» (Electronic Business - e-Business), которые во многих случаях видоизменяют прежние принципы управления, в том числе и логистику. Главная область применения Интернета - именно процессы купли-продажи товаров, услуг и информации, а также их дистрибуции в широком смысле этого слова. Такая форма торговли уже имеет множество названий, в том числе «электронная коммерция» (Electronic Commerce - е-Commerce) или «Интернет-коммерция» (Internet Commerce –i-Commerce).
В результате меняются организация заказов в цепи поставок и их исполнение. Модифицируется прежнее определение рынка, согласно которому он представляет собой место физического контакта продавца с покупателем. Как пишет М. Касперек, характерная особенность этого нового рынка (иногда его называют кибер-рынком) заключается в том, что «... продавец не обязательно должен владеть продаваемыми ценностями, он даже может не быть классическим посредником, а вся операция с точки зрения владельца продукта может ограничиться изменениями складского состояния и сальдо его счета. В результате, часто предприятие, к которому обращается покупатель, владеет лишь информацией о продукте, о его местонахождении и о времени возможного досупа к этому продукту»
Следует понимать, что современные решения из сферы е-бизнеса несут с собой совершенно новые вызовы. Например, можно указать:
* определение новых моделей функционирования бизнеса;
* способность действовать в сетевой, физически распределенной я разнородной среде ~В2В (Business-to-Business);
* необходимость индивидуализировать массового клиента - В2С (Business-to~ Consumer);
* необходимость обеспечить безопасную реализацию трансакции как для В2В, так и для В2С».
Совершенно очевидно, что развитие е-бизнеса в направлении виртуальной экономики будет требовать от менеджеров освоения его технологий, а также накопления навыков функционирования в киберпространстве и изменения ментальности человека в области хозяйственной деятельности. Вследствие неуклонной глобализации бизнеса, фактически стирающей границы государств и даже континентов, становятся необходимыми поиск и освоение новых рынков сбыта в различных уголках нашей планеты.
Электронная торговля не заменяет физическую доставку товаров и услуг клиенту-получателю. На фоне развития электронные информационных потоков все большее значение приобретает бесперебойность процессов реального продвижения продуктов т.е. транспортировки, манипулирования, комплектация ассортимента и т.п. Сфера реальных логистических процессов будет также определять диапазон и темпы развития новых форм акации между участниками электронного рынка.