Структура урока работы над ошибками

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки формирования языковых умений и навыков

(закрепления)

 

Уроки формирования языковых умений и навыков (закрепления) проводятся, если на изучение материала отведено несколько уроков, например, изучению темы «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» посвящено 2 урока, на первом уроке будет происходить объяснение нового материала, на втором – закрепление.

На этапе проверки домашнего задания целесообразно использовать фронтальный опрос для повторения изученного на уроке нового материала, а также карточки разных типов.

Для прочного усвоения знаний и выработки необходимых умений учитель должен разработать систему разнообразных постепенно усложняющихся упражнений. В структуру урока-закрепления может быть включена самостоятельная работа, контролирующая уровень усвоения знаний. В таком случае урок будет комбинированным. Если в орфографическую пятиминутку включены элементы повторения по ранее изученным темам, урок также будет квалифицирован как комбинированный.

Основные этапы урока-закрепления:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

(повторения)

 

Уроки повторения включают в себя повторение по нескольким темам или разделу. Проводятся они в начале учебного года для повторения изученного в предыдущих классах (например, в 5 классе повторение проходит по следующим темам: «Части слова»; «Орфограмма»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Местоимения 1, 2 и 3-го лица»; «Глагол»; «Наречие»; «Предлоги и союзы»; «Текст, тема текста.Стили»). Уроки данного типа необходимы и для повторения и систематизации знаний в конце изучения раздела, в конце четверти и учебного года.

Структура урока следующая:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Если в структуре урока встречаются этапы уроков разных типов, то такой урок называется комбинированным (например, если урок объяснения нового материала включает орфографическую пятиминутку на правило, изученное несколько уроков назад, то это этап повторения, а значит, урок комбинированный).

 

 

7.1. Уроки работы над ошибками проводятся после написания диктантов, сочинений и изложений. Для подготовки к уроку учителю необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, а также подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. На уроке могут быть использованы обобщающие таблицы и схемы.

Этапы урока работы над ошибками:

1. Оргмомент (1 – 2 мин.).

2. Слово учителя (не более 5 мин.):

а) общая характеристика качества выполненной работы (приведение количественных показателей);

б) общий анализ наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).

3. Работа над ошибками (время определяется количеством анализируемых ошибок):

а) работа над орфографическими ошибками (обычно на уроке анализируется 5 – 6 орфограмм (в 5 классе 3 – 4), на каждую орфограмму отводится около 5 минут. Работа над орфографической ошибкой включает в себя 3 этапа: 1) объяснение правильного написания слова, в котором была допущена ошибка; 2) формулировка правила; 3) закрепление.

б) работа над пунктуационными ошибками (работа включает в себя разбор 3 – 4-х пунктограмм (в 5 классе 2 – 3-х), на каждую из которых отводится около 5 минут. Работа над пунктуационными ошибками состоит из трех этапов: 1) объяснение постановки знаков препинания в предложении; 2) формулировка правила; 3) закрепление;

в) индивидуальная работа над ошибками (индивидуальная работа необходима, если какие-либо ошибки не были рассмотрены на уроке; на этом этапе важно продумать, чем будут заняты ученики, которым не нужно выполнять индивидуальную работу).

4. Подведение итогов (не более 5 мин.).

5. Домашнее задание (не более 5 мин.).