Деятельность А.П. Ермолова на Кавказе и формирование идеологии мюридизма.

В апреле 1816 г. А.П.Ермолов был назначен командиром отдельного Грузинского (с 1820 г. Кавказского) кор­пуса и управляющим по гражданской части на Кавказе. Посылая А.П.Ермолова на­местником на Кавказ, Александр считал, что талантливый военный деятель, герой Отечественной войны 1812 г., быстро ре­шит поставленную перед ним задачу усми­рения горских народов.

Следует отметить, что и Александр I, и впоследствии его брат, император Нико­лай I, и крупные сановники в Петербурге не представляли себе всей сложности за­думанного дела, наивно полагая, что оно может быть выполнено в сжатые сроки, с минимальными людскими и финансовыми потерями.

А.П.Ермолов, прибыв на Кавказ, при­шел к прямо противоположному мнению. Оно заключалось в том, что исполнение поставленной перед ним задачи потребует как длительного времени, так и значи­тельных материальных и человеческих ре­сурсов. «Кавказ, — писал он, — это ог­ромная крепость, защищаемая полумил­лионным гарнизоном. Надо штурмовать ее или овладеть траншеями». Сам он высказался за осаду. Идея длительной войны осадного характера выразилась в со­оружении военных линий, состоявших из цепи укрепленных пунктов. Их главной за­дачей было создание кордонов против Чеч­ни и горного Дагестана для предотвраще­ния широко распространенной среди гор­ских народов набеговой системы.

В 1817—1819 гг. А.П.Ермоловым были построены крепости Грозная и Внезапная, что дало возможность контролировать пло­дородную долину реки Сунжа (Сунжен­ская укрепленная линия). Для обороны Военно-Грузинской дороги был создан второй кордон — от Моздокской крепости до Дарьяльского ущелья. Он должен был защищать грузинское направление от на­бегов чеченцев. В 1821 г. возведена кре­пость Бурная (ныне — Махачкала), при­крывавшая южные районы и каспийское побережье Дагестана.

Одновременно со строительством укреп­ленных линий А.П.Ермолов в ответ на продолжавшиеся набеги горцев пред­принимал военные карательные экспедиции в Чечню, Ингушетию, Кабарду, Закубанье.

Таким образом, действия А.П.Ермолова на Кавказе не только не привели к же­лаемому результату — окончательному по­корению горцев, но и явились одной из причин складывания особой антирусской идеологии — мюридизма.

Идеология кавказского мюридизма на­чала формироваться в условиях антирос­сийского движения, а также внутренних социально-политических процессов среди горских народов. Мюридизм не являлся сектой, не отличался от ислама ни в обря­дах, ни в учении. Его основной особен­ностью была вера в то, что пророк Аллаха Магомед выдвигает из народа новых про­роков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте, и что правоверные дол­жны повиноваться им как избранным лю­дям. Этим пророкам, отказавшись от всего земного, должны служить их последовате­ли — мюриды.

Основателями мюридизма стали Му­хаммед Ярагский, духовный глава Дагеста­на, и Гази-Магомед (Кази-мулла). Первоначально они считались учениками и проповедовали идеи известного на Кавказе богослова, шейха Джемал-эд-Дина. Его взгляды опирались на одну разновидностей ислама – тарикат, который подразумевал равенство всех мусульман, стремление к чистоте вере, постоянные занятия молитвами, раскаяние в грехах и тд. Однако Гази-Магомед трансформировал это учение в политические лозунги всеобщего равенства, истребление ханов и всякой наследственной власти, объединение правоверных для священной войны против неверных. Таким образом, из тариката были взяты на вооружение лишь отдельные принципы: первое — полное подчинение духовным лидерам; второе — объединение горских народов на основе ис­лама; третье и наиболее существенное — идея газавата (джихада), т.е. священной борьбы против невер­ных (в данном случае, русских). Гума­нистические же начала тариката, были отбро­шены.

В течение 1826—1829 гг. религиозная секта Кази-муллы постепенно переросла в политическое движение под лозунгом мю­ридизма и газавата. В 1829 г. собравшиеся в ауле Гимры его руководители решили на­чать войну против России. Своим имамом (верховным духовным и политическим вождем) они провозгласили Кази-муллу.

В годы своего правления (1829—1832) Кази-мулла ставил своей главной задачей не только борьбу против русских, но и соз­дание на Северном Кавказе территории, полностью контролируемой имамом. С этой целью он совершил попытку подчинить се­бе аварских ханов (1830 г.), вторгся в шамхальство Тарковское (1831 г.). Для прорыва русской блокады он осадил кре­пость Бурную, которую, однако, не смог взять.

Развертывание движения Кази-муллы означало провал деятельности А.П.Ермо­лова на Кавказе, что привело к его сме­щению. Вместо него Николай I назначил И.Ф.Паскевича, который в 1830 г. обра­тился со специальной «Прокламацией к на­селению Дагестана и кавказских гор». В ней он обвинил имама в «возмущении спо­койствия» и в ответ объявил ему войну. С этого момента Россия была прочно втянута во внутренние раздоры народов Северного Кавказа. Развернулась затяжная Кавказская война.

Расчеты Нико­лая I, И.Ф.Паскевича и других русских государственных деятелей на быструю вой­ну провалились. Этому способствовали гео­графические условия Северного Кавказа, своеобразие менталитета горских народов, их приверженность идеям ислама и газа­вата. России постоянно не хватало военных сил и материальных ресурсов. Она не име­ла единой стратегии и тактики войны, час­то меняла способы покорения горских на­родов.

В связи с этим в 1830—1831 гг. война протекала с переменным успехом. В 1831 г. отряд Кази-муллы совершил очередной набег, захватил Кизляр и подверг его жес­токому разграблению. Однако во время от­ступления потерпел крупное поражение от русских. В 1832 г. Кази-мулла, укрылся в Гимрах. Русский отряд под командовани­ем Г.В.Розена, сменившего И.Ф.Паскевича на Кавказе, окружил этот аул и в упор­ном бою захватил его. Кази-мулла с не­многими оставшимися в живых мюридами решил пробить себе дорогу в рукопашном бою через ряды русских солдат, но был заколот штыками.

Преемником убитого имама был избран аварец Гамзат-бек, один из видных деяте­лей кавказского мюридизма. Из-за ране­ния, полученного в ходе сражения в Гим­рах, Шамиль — преемник Кази-муллы и его основной соратник с са­мого начала движения — не участвовал в выборах. Вынесенный с поля боя верными ему людьми, он несколько месяцев лечился.

Гамзат-бек второй имам (годы правления — 1832—1834 гг.), родился в 1789 г. на территории Аварского ханства. Происходил из знатного бекского рода. В 1830 г. он примкнул к движению Кази-муллы и с тех пор сделался верным спо­движником и помощником имама. Приняв титул имама, Гамзат-бек располагал небольшой сферой влияния и незначительными военными силами. По­этому его действия против русских были малоэффективными. Попытка расширить территорию имамата за счет земель авар­ских ханов закончилась кровавой распрей. В 1834 г. Гамзат-бек занял ряд де­ревень и начал военный поход на Хунзах (Аварское ханство), пытаясь принудить к выступлению против России его владе­тельницу Паху-бике.

Во время переговоров в лагере Гамзат-бека его мюриды убили сыновей владе­тельницы. На следующий день Гамзат-бек занял Хунзах и казнил Паху-бике. Однако в результате заговора приверженцев авар­ского дома (среди которых был и будущий известный сподвижник Шамиля Хаджи-Мурат) по горским законам кровной мес­ти Гамзат-бек был убит.

В 1834 г. новым, третьим имамом стал Шамиль. Он родился в 1798 г. в аварском селении Гимры в семье узденя Дэнгу-Магомеда. Его первым учи­телем был молодой Гази-Магомед, (Кази-мулла). Шамиля отличали широкая обра­зованность (знание арабского языка, основ философии и законоведения), храбрость, необычайная физическая сила, военный опыт, приобретенный с молодости в много­численных схватках с русскими. До своего пленения в 1859 г. он был религиозным фанатиком, тщательно соблюдал все обя­занности правоверного мусульманина.

3. Основные этапы войны, имамат: военно-теократическое государство Шамиля.

1. Цели и задачи имамата, верховная власть в имамате.Шамиль стал первым имамом, сумев­шим создать на Северном Кавказе реаль­ную государственность. Вместе с тем, эта государственность носила в определенной степени искусственный характер, так как опиралась, прежде всего, не на экономи­ческие и социально-политические, а на идеологические основы.

Одной из главных своих задач Шамиль считал продолжение насильственного рас­пространения ислама и замену адатов за­конами шариата. При нем исламский фак­тор играл решающее значение. Любое непод­чинение Шамилю и нарушение запретов, установленных в Коране, сурово карались как измена религии и вероотступничество. Употребление вина, табака, супружеская измена считались тяжелейшими преступ­лениями. Шариат предусматривал раз­вернутую систему наказаний - содержа­ние на хлебе и воде в глубоких ямах, порка специально предназначенными для этого палками, забивание камнями и др. Смерт­ная казнь была весьма распространенной мерой. Она назначалась не только самим Шамилем, но и его наибами.Шамиль сосредоточил в своих руках воен­ную, административную и религиозную власть, создав теократическое государство. Он правил фактически единолично, лишь изредка прибегая к съездам наибов для обсуждения наиболее важных полити­ческих вопросов. Имам возвеличивался как лицо, избранное Богом на великий подвиг, его популярность и авторитет среди народа поддерживался муллами, шейхами и мусульманскимипроповедниками.

2. Вооруженные силы имамата.В различ­ные периоды Шамилю удавалось выстав­лять против русских от 10 до 20 тыс. чело­век. Его армия была основана на массовых военных ополчениях. Все мужское насе­ление от 16 до 60 лет обязано было нести военную службу. Особое внимание уделя­лось созданию сильной конницы, лучшую часть которой составляли муртазеки, наи­более способные воины, набиравшиеся по одному от 10 семейств. Шамилем была предпринята и попытка создания регуляр­ной армии с разбивкой войска на тысячи, сотни и десятки. Однако она не была дове­дена до конца. Постепенно налаживалось примитивное военное производство. В аулах Ведено, Унцукуле и Гунибе произ­водился порох; селитра и сера добывались в горах. Холодное оружие выделывалось ремесленниками. Винтовки ввозились из Османской империи. Артиллерия Шамиля состояла главным образом из орудий, за­хваченных у противника. Нескольких плен­ных русских солдат и офицеров заставили организовать в горах отливку орудий и производство лафетов. Турецкие эмиссары и инструкторы в горах не приживались и в течение войны они не принесли горцам никакой реальной пользы.

3.Тактика войск Шамиля и набеговая система при Шамиле.Крупные дарования Шамиля как пол­ководца выразились в том, что он сумел найти тактику, соответствовавшую особен­ностям его войска. Она заключалась в соз­дании опорных пунктов и целых ярусов оборонительных линий с тем, чтобы задер­жать наступление русских войск, измотать их в непрерывных стычках, неожиданных налетах, в особенности на арьергарды.

Более всеобъемлющий характер приняла при нем и набеговая система. С набегом стали связывать не только приобретение военной добычи, но и функции расширения территории имамата, распространения ис­лама, наиболее эффектный способ борьбы против России, поднятия боевого духа гор­цев и воодушевления их на продолжение войны. Между тем, придание набегам бо­лее «высоких» целей и задач не исключило их грабительского характера и по-прежне­му приносило неисчислимые бедствия мир­ному населению сопредельных территорий.

4.Географическое расположение и административное устройство имамата.

Имамат был расположен в южной части Чечни и северных районах Дагестана. Он делился на округа, которыми управляли на­местники Шамиля -наибы. Военно-административный аппарат составляли мюриды (около 400 человек), наиболее верные и приближенные Шамилю лица, отличав­шиеся особой храбростью и способностью беспрекословного повиновения.

Был создан также институт мухтесибов, которые, выполняя полицейско-политические функции, должны были следить за действиями наибов и поведением народа. Они же составляли личную охрану Ша­миля. В имамате была организована «ле­тучая» почта, при помощи которой все известия и распоряжения передавались с огромной скоростью. Свою резиденцию Шамиль построил в ауле Ахульго, с трех сторон окруженным неприступными об­рывами и расположенным в центре горной системы Северо-Восточного Кавказа (на территории Дагестана). В настоящее время здесь размещен туристско-развлекательный комплекс.

5.Социальные отношения.Первоначально Шамиль опирался на беднейшую часть узденства, которое он со­знательно поднял до привилегированного социального ранга. Узденские «низы» с готовностью принимали идеи газавата, так как совершавшиеся под этими лозунгами походы приносили им материальный доста­ток в виде военной добычи. До определен­ного времени его поддерживало и зажиточ­ное узденство, стремившееся к увеличению своих доходов. Так, в имамате образовался взаимовыгодный союз между Шамилем, «низами» и «верхами» узденства. Заручив­шись поддержкой против своих политичес­ких противников (ханов, беков и др.), он начал притеснять их, а иногда и просто уничтожать. Таким образом, прежнюю знать сменяли администраторы Шамиля, которым государственная должность дава­ла возможность обогащения, получения земельных наделов и эксплуатации кресть­янского труда. Из политически-корыстных соображений часть «старой» горской арис­тократии также примкнула к имаму.

6.Первый этап войны. Во второй половине 30-х годов между русским Кавказским корпусом и отрядами Шамиля происходили активные военные действия. Первоначально русские войска вытеснили мюридов из большей части Ава­рии. К 1837г. Шамиль сохранил влияние лишь в некоторых обществах Нагорного Дагестана. В 1839 г. для захвата Ахульго была направлена экспедиция под коман­дованием генерала П.Х. Граббе. Предва­рительно Шамилю были предложены сле­дующие условия капитуляции: 1. Имам отдает своего сына аманатом; 2. Шамиль и его мюриды сдаются русскому прави­тельству, которое гарантирует им сохра­нение жизни; 3. Находящееся в крепости оружие сдается; 4. Ахульго объявляется на вечные времена землею Императора Все­российского, где горцы не могут селиться без дозволения русских властей. Приняв первое условие ультиматума, и выдав в заложники своего сына Джемал-эд-Дина, Шамиль категорически отказался от трех остальных условий. Штурм Ахуль­го 29 августа 1839 г. принес русским ус­пех, но Шамиля нигде не нашли - ему с семьей и несколькими мюридами удалось прорваться сквозь линию блокады.

Падение Ахульго завершило первый этап войны и явилось для Шамиля подлинной катастрофой. Его вой­ско было разбито, сам имам лишь непос­тижимым образом избежал гибели, под­властные ему общества вынуждены были подчиниться русскому командованию.

7.Второй этап войны.Однако в начале 1840 г. имама, скры­вавшегося в северо-дагестанских аулах, ра­зыскали чеченские посланцы и предложили ему встать во главе их народа. По прибы­тии Шамиля в Урус-Мартан к нему при­соединились жители Чечни, Качкалыковское и Мичиковское общества, ичкерийцы и карабулаки. События в Чечне отразились и на Дагестане, где к июлю 1840 г. Шамиль восстановил свое влияние. Быстрому возрождению имамата способствовал и грубый просчет русского командования, которое расценило падение Ахульго как свою окончательную победу и временно ослабило свой натиск на горцев. Тем временем, наоборот, 40-е годы XIX в. стали периодом наивысших поли­тических и военных успехов Шамиля. В 1841 г. им и его соратниками были совер­шены набеги в юго-западном направлении в Тушетию и Хевсуретию (на территорию Грузии). К Шамилю присоединился зна­менитый Хаджи-Мурат, назначенный им аварским наибом. Далее на его сторону пе­решел Кибит-Магома, окончательно сбро­сивший маску показательной верности России. В 1842 г. Шамилю удалось нанес­ти тяжелое поражение генералу П.Х. Граббе в Ичкерийских лесах. Здесь русские потеряли убитыми 10 офицеров, 480 сол­дат, больше 1000 солдат и офицеров было ранено.

Несмотря на полученные подкрепления, русские войска продолжали терпеть пора­жения от Шамиля. В 1843 г. он уничто­жил значительное количество русских гар­низонов. Авария и Нагорный Дагестан оказались полностью в его руках. Русские потеряли около 100 офицеров, более 2 тыс. солдат, 27 орудий. Шамиль захватил более 2 тыс. ружей, 350 тыс. патронов, 50 пудов пороха. В результате главноко­мандующий на Кавказе Е.А. Головин был заменен генерал-адъютантом А.И. Нейдгардтом, а командующий войсками на Кав­казской линии П.Х. Граббе генерал-лейтенантом В.И.Гурко. Их действия оказались также неудач­ными и малоэффективными.

Последнюю свою крупную победу Ша­миль одержал над новым наместником Кавказа М.С.Воронцовым в 1845 г. во время предпринятой тем карательной экс­педиции в районе аула Дарго. М.С.Ворон­цов был вынужден отступить, потеряв всю артиллерию и множество боеприпасов.

В 1846 г. имам вторгся в Осетию и Кабарду, намереваясь отодвинуть границы своего государства далеко на запад и в перспективе присоединить Черкессию. Од­нако глобальные планы Шамиля не соот­ветствовали военному потенциалу имамата. Поход в Осетию превратился в ординар­ный набег и закончился лишь грабежом мирных сел.

После поражения в 1845 г. М.С. Ворон­цов, наконец, сменил тактику прямолиней­ных карательных экспедиций на более гиб­кую. С 1846 г. М.С. Воронцов приступил к планомерному продвижению в горные рай­оны. Его солдаты прорубали просеки в лесах и постепенно кольцо осады вокруг имамата сужалось. При нем усилились тайные сношения с некоторыми горскими вождями. После А.П. Ермолова он первым стал широко использовать подкуп местных владетелей.

К концу 40-х годов государство Шами­ля начало клониться к закату. Наибы и верхушка духовенства, ставшие крупными землевладельцами, угнетали народ, разо­ряли его бесконечными податями. Военные поборы, деспотизм Шамиля и его ставлен­ников оттолкнули горцев от мюридизма. Теряя поддержку, Шамиль усиливал ре­прессии. Это еще более разжигало внут­ренний социальный конфликт. Началось предательство в самом окружении Ша­миля. Часть наибов вступила в сепаратные переговоры с русским командованием, на выгодных условиях переходя на его сто­рону. Одним из первых покинул Шамиля и повернул оружие против своего бывшего владыки талантливый военачальник, люби­мец народа, наиб Аварии Хаджи-Мурат. Позже его примеру последовали наиб Ма­лой Чечни Умаяров, а также прославлен­ный среди горцев наиб Кибит-Магома, уп­равлявший населением Тилитля.

В начале 50-х годов XIX в. русские войска окончательно вытеснили отряды Шамиля в горы Дагестана, где они факти­чески были обречены на полуголодное су­ществование. Лишь начавшаяся в 1853 г. война России с Турцией и ее союзниками оттянула на некоторое время полное кру­шение имамата. Узнав о начале русско-турецкой войны, Шамиль активизировал свою военную деятельность. Ему удалось собрать под свои знамена около 15 тыс. человек и двинуть их в южный Дагестан. Главная цель за­ключалась в прорыве в богатую Кахетию, чтобы поправить материальные дела имамата. Выполнение этой задачи облегчалась тем, что Воронцову в условиях войны большую часть Кавказского корпуса с Се­верного Кавказа пришлось перебросить на границу с Турцией в Закавказье.

Начиная поход в Кахетию, Шамиль объявил о своем намерении идти на соеди­нение с турецкими войсками. На деле кахетинская экспедиция вылилась в тради­ционный горский набег.

В начале июля 1854 г. Шамиль разде­лил свои войска на мелкие партии, которые по разным направлениям стремительно вторглись в Кахетию. Одна часть мюридов занялась жесточайшим грабежом на левом берегу реки Алазань, другая - на правом. Были разорены и сожжены дотла 15 селе­ний, убито 95 мирных жителей, уведено в плен около 700 человек, захвачено 3,5 тыс. голов скота и т. д. Общий ущерб исчислял­ся в 353 тыс. рублей. В плен к Шамилю попало семейство князя Д.Чавчавадзе, по­гибла его малолетняя дочь. Фактически нашествие на Кахетию было единственным серьезным военным актом Шамиля. В це­лом Крымская война показала, что к это­му времени положение России на Север­ном Кавказе было настолько прочным, что, несмотря на переброску из этого района части военных контингентов на турецкую границу, Шамилю не удалось воспользо­ваться этим обстоятельством и вернуть былое могущество.