Александр Петрович Степанов.

 

А.П. Степанов –енисейский и саратовский губернатор родился в родовом имении в д.Зеновке Калужской губернии 4 мая 1781 года. Воспитывался в доме отца, которого потерял в 8-ми летнем возрасте. Затем был отдан в пансион известного профессора Московского университета Б.Б. Шадена., откуда переведен в университетский благородный пансион. Был прапорщиком в Московском гренадерском полку, который вошел в состав войск, двигавшихся в Италию под предвадительством Суворова. Поступает в штаб Суворова, который поручает писать ответ на поздравительные оды и называет его «своим маленьким Демосфеном». Суворов наградил его командорским крестом ордена Иоанна Иерусалимского.

Вынужденный обстоятельствами Александр Петрович в 1801 году вышел в отставку (с чином штабс-капитана), а 5 декабря 1802 года при учереждении министерства юстиции, поступил в департамент этого минестерства и уже 1804 году в чине коллежского ассесора, был столоначальником во 2-й экспедиции ( по губерниям). Назначен 1 августа 1804 года калужским губернским прокурором и пробыл в должности до 5 января 1812 года, когда вышел в отставку с намерением вернуться на военную службу. После войны поселился в имении.

С образованием Енисейской губернии Степанов назначен – губернатором. Он занимал это место до 26 апреля 1831 года. Он неоднократно объезжал свою губернию, посылая государю любопытные отчеты о своих путешествиях. Из них потом составилась книга. С 1831 года А.П. Степанов числится при герольдии и живет в имении в с.Троицком, где занимается хозяйством, а так же писанием своего романа «Постоялый двор», гонорар за роман составил 10 000 рублей. Осенью 1834 года приехал в Петербург искать места и 5 декабря назначен саратовским губернатором. Однако эта служба оказалась непродолжительной. Жестокие меры против старообрядцев, в частности по закрытию их Иргизского монастыря, вызвали справедливые возмущения общественности. Николай 1 отрешил его от губернаторской должности. На 57- году жизни 25 ноября 1837 года он умер и похоронен на родине в с.Троицком.

Труд Александра Петровича Степанова «Енисейская губерния» является ценным комплексным исследованием. Первая его часть, отделения 1-4(Физическая география в двух отделениях. Топография и Промышленность), посвященна физической и эконмической географии. Географические сведения Степанов сопровождал критическими замечаниями о работах предшествующих исследователей. Девятилетнее пребывание на посту губернатора, доаольно частые разъезды по вверенной территории, знакомство с имеющейся литературой – все это позволило привести в своей работе обилный фактический материал, который интересен исследователям и современным ученым. Трудно переоценить книги о животном мире Приенисейского края. Сведения о демографии и экономике Енисейской губернии брались им главным образом из официальной отчетности. При этом автор не обольщается насчет точности приводимых сведений. Вторая часть работы А.П.Степанова состоит из четырех отделений (Администрация, Этнография, ПРОдолжение этнографии, Очерк истории), где рассматривается происхождение местных народов, их племенной состав, вера, обычаи, внешность, одежда, занятия, досуг. По этому плану, но не так подробно описанны основные сословия и группы русского населения.

Уже современники высоко оценили работу А.П. Степанова. Петербурская Академия наук удостоила его половины Демидовской премии, которая с 1830 года ежегодно присуждалась за лучшие работы по Уралу и Сибири.

 

Пояснительная записка.

Учебное краеведение играет существенную роль в формировании личности гражданина, в передаче знаний прикладного характера молодежи.

Краеведение – совокупность знаний (геограических, исторических и т.д.) об отдельных местностях страны.

- комплекс естественных и общественных иследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю, культуру своего родного края.

Изучение истории своего края позволяет получить систематические знания об уникальных цивилизациях древности и раннего средневековья, о жизни местного населения до прихода русских, о роли декабристов в просвещении края, А так же немаловажную роль сыграли политические ссылки 19-20 веков.

Материал курса поможет глубже осознать свои корни, принадлежность к народу сибирскому и постичь сибирский патриотизм.

Важным компонентом является дискуссионно –диалоговый компонент. Совместное обсуждение наиболее значимых вопросов по отдельным темам поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды, поделиться знаниями об истории своего рода, семьи, своего селения или города. Только диалог поможет формированию активной жизненной позиции, определению своего места в жизни современной Сибири.

Курс позволяет связать воедино знания о Сибири в целом, об истории края, города с историей своего рода, дедов и родителей в Сибири. Только осознание внутренего единения с малой родиной, познание духа и мироощущения, восприятия традиций старожильческого населения позволит проникнуться патриотизмом, по настоящему осознать себя сибиряками.