Чем же характерно Позднее музыкальное средневековье?

Переинтонирование - когда ранее услышанное и закрепившееся в сознании, переосмысляется, варьируется, одновременно обогащается новыми интонационными образованиями, в итоге создается новая система выразительности.

«Будучи явлением постоянно находящимся в развитии, процесс «переинтонирования», в тоже время имеет свои наиболее переломные яркие моменты, когда происходит качественный переход от одной системы музыкального мышления к другой . Этот процесс происходит сложно многоступенчато синтезируя в себе традиции и новаторство»

 

1-й период – Раннее музыкальное средневековье (от рубежа 9-10 века до рубежа 14-15 веков)

 

9-й век – зарождение профессионального музыкального искусства (связано с принятием христианства на Руси, возникает церковное пение как единственный вид профессионального искусства - письменный)

На Западе эпоха средневековья непосредственно шла за классической древностью и конечно унаследовала некоторые элементы ее культуры. Русь выдвинулась на историческую арену позже. Древнейшее русское государство с центром в городе Киеве сложилось в середине 9-го века. Однако, историю древне-русского искусства приходиться начинать с 1-й половины 11-ого века – поры наивысшего расцвета Киевской Руси. Именно в этот период создаются первые образцы древней литературы, формируются ее жанры и приемы изложения, развертывается широкая строительная деятельность, возводятся великолепные архитектурные сооружения, украшенные изнутри живописью и мозаикой, возникают профессиональные формы певческого искусства. Первый период – Раннего музыкального средневековья был разнообразным по тематике, жанрам, интонационным истокам и имел огромное значение для всего последующего развития русской музыки. Киевская Русь внесла новые интонационные завоевания:

1. В народном искусстве – былинный, напевно-декламационный тип интонирования;

2. В церковном искусстве – попевочно-кантиленный мелос;

 

В дальнейшем это послужило прочным фундаментом для развития музыкального эпоса в творчестве композиторов классиков и в переинтонированном виде составило основу музыкального тематизма оперных, симфонических, камерных произведений.

«Руслан и Людмила» М.И.Глинки 1-я и 2-я песни Бояна.

Второй крупный центр Древней Руси – Новгород, имевший в своих окрестностях ряд скоморошьих поселений, внес свои варианты в развитие былины и знаменного распева – своеобразный повествовательный жанр – «скоморошины». От Новгорода же вошло в русскую музыку, как одна из ее ярких национальных черт, и искусство колокольного звона.

М.П.Мусоргский «Борис Годунов»

С.В.Рахманинов Фортепианный концерт №2, Прелюдии.

 

2-й период – Позднее музыкальное средневековье (от рубежа 14-15 веков до середины18 века).

Это был период, связанный с интенсивным стремлением к объединению феодально-раздродленной Руси вокруг Московского княжества. В1462г. начинает свое правление Иван Третий, вошедший в историю как собиратель русских земель. Внук Дмитрия Донского, настоящий потомок Калиты, он отличался такими качествами характера, как холодность, скрытность, осторожность, и расчетливость; он обдумывал каждый свой шаг и принимался за дело только тогда когда, знал что можно действовать наверняка, т.е. во всяком деле держался пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»

В этот период подъема национального самосознания и творческого подъема происходит выявление общенациональных черт. И, несмотря, что музыкальное искусство находилось все еще под господством церкви, уже происходит эволюция художественного мышления по пути все большего выявления светского начала (что позволило некоторым историкам назвать период Русского музыкального средневековья периодом Возрождения – по аналогии с зарубежным искусством).

1. С развитием в народном искусстве нового типа русского мелоса на основе 2-х видов протяжной песни: лирической и исторической раскрывается в музыке психологическое начало, т.е. происходит раскрытие душевного мира человека.

2. В протяжной песенности формируется своеобразное «русское бельканто» - мелодия широкого дыхания, широкого диапазона (Каватина Гориславы из оперы Руслан и Людмила» М.И.Глинки). Под влиянием народного искусства тенденция к усилению распевности в знаменном пении.

3. Существенным завоеванием этой эпохи явилось зарождение и развитие многоголосия подголосочно-полифонического склада в народной протяжной песне и церковной музыке. Подголосочно-полифонический склад в дальнейшем в профессиональных формах синтезируется с приемами западно-европейской полифонии.

 

 

3-й период (2-я половина 17-ого века – начало 19-ого века)– Новый период.

1) 2-я половина 17-ого века и первые три десятилетия 18-ого века – происходит формирование нового типа музыкального мышления.

­ Ярко обозначается светская тенденция, зарождается и быстро развивается жанр канта – первого предшественника русского классического романса. История кантов началась в 1780 году – вышел сборник «Псалтырь царя прока Давида» композитора В.Титова и поэта С.Полоцкого. Поначалу этот жанр был связан с церковной тематикой (псальмы). Однако по мере развития кант становился некультовой формой музицирования и непосредственно соприкасался с народной песней. (Назвать типичные черты канта)

­ Светское начало проявилось в рождении «концертности» в самом церковном «обиходе» с момента распространения в нем нового стиля многоголосия – партесного пения, что привело к возникновению, а затем и к интенсивному развитию жанра партесного концерта. (Творчество Д.Бортнянского и М.Березовского)

­ Огромное значение для развития светской направленности искусства имели и театральные формы. Прежде всего, школьный театр, в котором музыке отводилось большое место. Начиная с 18 в. Школьные театры организовывались в духовных академиях, училищах школах Москвы, Киева. Силами учеников исполнялись различные домашние спектакли. В числе авторов пьес – Симеон Полоцкий и Дмитрий Ростовский (17век), Феофан Прокопович (18 век). Религиозная поначалу тематика таких театров постепенно стала включать в себя пьесы исторические.

­ Важнейшей особенностью Нового периода является расширение русско-зарубежных связей, которые не могли не сказаться на развитии русского музыкального искусства:

1. С итальянской музыкой и стремление к усилению национального начала. Примером «совместимости» 2-х тенденций стала постановка оперы «Цефал и Прокрис» с музыкой итальянского композитора Ф.Арайи на русское либретто А.Сумарокова осуществленного силами русских артистов (1755).

2. Интенсивное освоение французской культуры русскими музыкантами.

 

Таким образом, в этот период идет сложный процесс включения в слух русского общества различных типов зарубежного интонирования: Здесь и итальянская опера (seria, позже buffa) и итальянская концертно-инструментальная музыка и французская комическая опера и музыка композиторов Германии, Чехии.

Итак, интонационный строй музыки 18 века – это сложный сплав разноинтонационных истоков среди которых ведущее значение имеет русская городская песня, которая позже получит яркое развитие в творчестве Алябьева, Гурилева, Варламова, Глинки, Чайковского.

 

4-й период – 19 век начинается новый Классический период

В музыку приходит первый композитор – классик М.И.Глинка.

 

Лекция № 2 «Русская музыкальная культура до 18 века»

 

Вопросы:

1. Музыка Древней Руси

2. Музыкальная культура Киевской Руси

3. Музыкальная культура Новгорода

4. Музыкальная культура Московской Руси

5. Новые явления русской музыкальной культуры в 17 веке

 

Глубоко самобытное и неповторимое музыкальное искусство Древней Руси - одно из значительнейших достижений мировой культуры. Оно богато и многогранно. Это и искусство Киевской державы, гордо раскинувшей свои просторы от Таманского по­луострова до верховьев Северной Двины, а на Западе до исто­ков Вислы. Это и искусство Великого Новгорода и могучего Владимиро-Суздальского княжества, и, наконец, Москвы, воз­главившей движение за объединение Руси в трагический для нее период истории, связанный с борьбой против монголо-татар­ского нашествия.

Музыкальное искусство Древней Руси - существеннейшая страница истории культуры русского народа с древнейших вре­мен вплоть до переломного в жизни страны XVIII века, когда преобразования Петра I поставили страну в один ряд с вели­кими державами мира.

Истоки древнерусского искусства уходят в далекую старину, ко времени образования в IV-VI веках единой, хотя и неоднородной группы славян­ских племен. Нашими далекими предками были восточнославянские племена, именовавшиеся сначала «антами», а позже (в VII-VIII веках) «россами».

Древние славяне были язычниками. Они почитали природу как одухотво­ренное начало. Природа жила в их представлении в конкретных одушевлен­ных образах, населенная добрыми и злыми духами, одни из них становились союзниками в борьбе со стихиями, других необходимо было умилостивить и усмирить. С верованиями славян связано поклонение божествам, олицетво­рявшим силы природы: солнце, воду, землю. В художественном творчестве народа ярко и многообразно проявилось восприятие им окружающего мира. В изделиях его рук, в старинных сказах, мифах, легендах и песнях передано ощущение близости человека к природе и прежде всего - к родной земле как главному источнику жизни.

Песни древних славян были неотъемлемой частью их быта. Сопровождаемые песнями магические обряды имели целью уми­лостивить природу, заставить ее быть щедрой к людям. Другие обряды были связаны с почитанием предков, которые, по пред­ставлениям древних, тоже имели влияние на судьбы живущих. Все значительные события человеческой жизни сопровождались

обрядами. Песни, звучавшие в этих случаях, мы объединяем названием «обрядовые». Они, в свою очередь, делятся на песни календарного круга и семейно-бытовые.

Песни календарного круга.Их содержание обусловлено сме­ной времен года. Весной люди приветствовали пробуждение природы и просили ее быть доброй к ним. Осенью они славили природу, которая дала богатый урожай. Песни помогали в труде, пелись на праздниках в честь урожая и т. п. Типичные примеры календарных песен - весенняя песня «Заклинание весны» (при­мер 1) и трудовая песня «А мы сечу чистили» (пример 2).

Музыкальные особенности календарных песен проявляются в приведенных примерах очень ярко. Песни одноголосны, диатоничны. Диапазон их ограничен (в подобных песнях это тер­ция-кварта, реже квинта). В основу мелодического развития положены краткие попевки, в характере которых улавливается связь с речевым интонированием (в календарной песне это мо­гут быть протяжные «зовы» и речевой говорок).

Многие календарные песни прочно вошли в интонационный строй русской классической музыки. Яркие примеры их исполь­зования мы встречаем в творчестве Римского-Корсакова (оперы «Снегурочка», «Майская ночь»), Чайковского (музыка к сказке - А. Н. Островского «Снегурочка»), Кастальского («Сельские ра­боты в народных песнях») и т. д.

Семейно-бытовые песни.На протяжении многих веков у древ­них славян был распространен обряд оплакивания и поминания умерших. Этот обряд дал жизнь одному из самых драматичных жанров - жанру плача-причета, воплотившего в закон­ченных и совершенных музыкально-поэтических формах глубоко трагические страницы жизни людей далекого прошлого.

В этой музыке слышатся интонации горестных всхлипыва­ний, рыданий. Обращает на себя внимание широко представленный в плачах принцип распевания отдельных попевок, глиссандирование, большая ритмическая свобода.

 

Своеобразной разновидностью плачей являются свадебные плачи, которые исполнялись при прощании невесты с близкими и являлись неотъемлемой частью свадебного ритуала.

Бережно хранимые, подобные песни прожили в устной музы­кальной практике народа многие века, постепенно обогащаясь и видоизменяясь. Дошли они и до наших дней. С жанром плача мы встречаемся, например, во многих произведениях компози­торов XIX и XX веков, рисующих картины бедствий, горя и страдания народа. Таковы хоры из опер Глинки (плач над не­пробудно спящей Людмилой в опере «Руслан и Людмила»), Мусоргского (обращенная к Борису Годунову мольба народа принять царский венец), таковы и сольные эпизоды - плач Юродивого из оперы «Борис Годунов», и ряд других эпизодов в произведениях Шостаковича, Свиридова, Прокофьева.