ГИМНАЗИИ И ПРОГИМНАЗИИ

В светских школах обучали детей дворян, чиновников, священнослужителей и купцов 1-й гильдии.

Согласно "Проекту устава общеобразовательных учебных заведений", разработанному в 1860 году, все светские учебные заведения были разделены на три разряда: народные училища, гимназии и прогимназии.

В 1828 году в Уфе была открыта мужская гимназия. Первоначально обучение в ней ограничивалось четырьмя классами. Содержание образования определялось уставом гимназии за 1819 год: Закон Божий, русский и латинский языки, математика, физика, история, география, естественная история, французский и немецкий языки, рисование, черчение и чистописание.

В 1835 году Уфимская гимназия была реорганизована по уставу гимназии 1828 года в семиклассное учебное заведение, где добавились логика и статистика. Позднее логика была исключена и Таким образом, в программу были включены предметы, необходимые для интеллектуально-нравственного формирования детей.

Нижнетагильские женские училища, Павловское и Анатолиевское, были преобразованы в Павло-Анатолиевскую четырехклассную прогимназию с подготовительным классом. Окончившие курс прогимназии сдавали экзамен на учительское звание и получали места как в земских, так и в церковно-приходских школах.

В 1875 году Уральское женское училище было преобразовано в женскую гимназию. Туда принимались в основном дочери дворян и чиновников, и лишь небольшой процент составляли дети сельских и городских сословий. Женские гимназии и прогимназии представляли собой открытые внесословные учебные заведения. Обучению придавался практический характер (* рукоделие). Окончившие полный курс гимназий и прогимназий получали право на преподавание в народных училищах.

В 1873 году в Троицке по ходатайству городской думы и при ее финансировании была открыта классическая мужская гимназия, в 1874 году четырехклассная прогимназия учреждена в Мензелинске, и в 1876 году - в Стерлитамаке. В 1902 году в Уфе был открыт дворянский пансион-приют, цель которого состояла в обучении потомственных дворян губернии согласно единой программе гимназии.

Следует отметить высокий уровень требований к знаниям со стороны преподавательского состава по отношению к учащимся. Так, в отношении сочинений программа гимназий требовала следующее: язык сочинения должен был отличаться простотой и естественностью. Учащийся в сочинении должен был отразить свое феноменологическое понимание той темы, которую ему предложили на экзамене. В заключение отметим, что от учащихся на выпускном экзамене прежде всего требовали не красивости слога, а четкости и ясности мыслей, формировавшихся на протяжении всего обучения в гимназии.

Таким образом, обучение в средних учебных заведениях было поставлено на высоком уровне. Свидетельствуют об этом четкость и логичность учебных планов, программ, требований, поставленных перед учащимися. Методические искания и достижения старой школы были значительны и прогрессивны для своего времени. Разрабатывались учебники, сборники вопросов и задач, для самостоятельной работы гимназистов.

Большое значение уделялось нравственным качествам учащегося. "Относительно каждого ученика гимназии тщательно обсуждается сначала степень нравственной его зрелости, а затем степень умственной его зрелости и успехов по каждому предмету в отдельности".

После 1905 года в Уфе возникают частные учебные заведения, открываются частная мужская, женская гимназии и две прогимназии, а также землемерное и коммерческое училище, торговая школа, состоявшая в ведении министерства финансов. По ходатайству городского самоуправления и губернского земства было открыто реальное училище. Оно, по существовавшему тогда законодательству, не давало права поступления в университет, но открывало для окончивших путь во все высшие учебные заведения с технологическим профилем. Впервые в России были открыты политехнические шко­лы, готовившие специалистов для работ на горных заводах Урала и Зауралья.