Тест со шкалой Джастера
Лестница цен
Методика проведения данного исследования заключается в последовательной оценке вероятности покупки потребителем определенного товара в зависимости от градаций цены. Процедура продолжается до тех пор, пока не будет достигнута верхняя (нижняя) граница ценового диапазона или же заданная вероятность покупки.
Например, первый вопрос выглядит следующим образом:
Посмотрите на характеристики товара А. Насколько вероятно, что вы приобретете этот товар за 100 долларов?
• Определенно не куплю
• Скорее всего не куплю
• Вероятно куплю
• Определенно куплю
Следующий вопрос совершенно аналогичен, только изменяется цена.
Посмотрите снова на характеристики товара А. Насколько вероятно, что вы приобретете этот товар за 150 долларов?
• Определенно не куплю 1
• Скорее всего не куплю 2
• Вероятно куплю 3
• Определенно куплю 4
Данный метод достаточно дешев и прост, однако его результативность ограничена заданным описанием продукта, не учитывается влияние других факторов, сложно преобразовать шкалу вероятности покупки в описание поведения.
Данный тест основан на использовании специальной шкалы, названной по имени ее автора.
Вопрос со шкалой Джастера (Juster) для приведенного ранее примера имеет следующий вид:
Посмотрите на характеристики товара А. Насколько вероятно, что вы приобретете этот товар за 100 долларов?
Несомненно куплю | (99 из 100) | |
Почти точно куплю | (9 из 10) | |
Очень вероятно, что куплю | (8 из 10) | |
Вероятно куплю | (7 из 10) | |
Есть большая возможность | (6 из 10) | |
Существует возможность покупки | (5 из 10) | |
Некоторая возможность покупки | (4 из 10) | |
Есть некоторая вероятность покупки | (3 из 10) | |
Слабая вероятность | (2 из 10) | |
Очень слабая вероятность покупки | (1 из 10) | |
Никаких шансов | (1 из 100) |
Такая формулировка возможных ответов позволяет повысить статистическую точность получаемых результатов.
В процессе исследованияповеденческого элемента обычно рассматривают намерения потребителей.
Намерения– это субъективные суждения человека о том, как он поступит в будущем.
Намерения совершить покупку могут рассматриваться на двух уровнях: на общем и на уровне определенной товарной категории.
На общем уровне оцениваются настроение или степень уверенности потребителей, их представления о благосостоянии и их намерения совершить покупку товаров длительного пользования.
Измерение намерений различных типов осуществляют следующим образом:
1. Покупательское намерение приобрести товар в будущем.
Собираетесь ли вы приобрести в течение следующего года автомобиль марки «Volkswagen»?
Определенно нет | Определенно да |
2. Намерение сделать повторную покупку.
Когда Вы в следующий раз будете приобретать чай, Вы остановите свой выбор на той же марке?
Определенно нет | Определенно да |
3. Намерения в отношении места предстоящей покупки.
Планируете ли вы в течение ближайших трех месяцев осуществить покупку в магазине «Fox – Mart»?
Определенно нет | Определенно да |
4. Намерения, касающиеся расходов.
Ограничивается ли выделяемая вами сумма расходов на новогодние подарки 500 грн.?
Определенно нет | Определенно да |
5. Намерения относительно потребления
Собираетесь ли Вы смотреть финал конкурса «танцы со звездами» на телеканале «1+1»?
Определенно нет | Определенно да |
На более конкретном уровне - категорий товаров фирмы регулярно организуют опросы относительно вероятности совершения покупки, особенно при проведении тестов на принятие новых концепций товаров.
При разработке анкет в данном случае обычно используются следующие поведенческие меры:
— Я определенно куплю данный товар.
— Возможно, я куплю данный товар.
— Существует некоторая вероятность покупки данного товара.
— Сомневаюсь, что я куплю данный товар.
— Я не куплю данный товар.
На этих принципах составлен приводимый ниже вопросник.
Пример вопросника о намерении совершить покупку
Собираетесь ли вы приобрести автомобиль в течение ближайших шести месяцев?
Ни в коем случае | Маловероятно | Неплохая вероятность | Большая вероятность | Весьма вероятно | Уверен |
(0) | (0,20) | (0,40) | (0,60) | (0,80) | (1,00) |
Частота позитивных ответов, соответствующих двум последним делением шкалы намерений, может быть весьма полезна для оценки потенциала рынка и для прогнозирования долей рынка для различных марок.