Разработка стратегий фирмы с учетом поведения потребителей
Тема 5. Маркетинговые стимулы предприятий-продавцов
5.1. Разработка стратегий фирмы с учетом поведения потребителей.
5.2. Товарная политика.
5.3. Ценовая политика.
5.4. Коммуникационная политика.
5.5. Политика распределения.
5.6. Методики модификации поведения потребителей.
Разрабатываемые предприятием стратегии можно представить в виде следующей иерархической последовательности (рис. 5.1.)
Рис. 5.1. Иерархия стратегий предприятия
Общие стратегии предприятия связаны с выбором направления развития предприятия и может определяться той конечной целью, которую оно перед собой ставит.
Различают три типа общих стратегий:
- стратегия роста,
- стратегия сокращения,
- стратегия стабилизации.
Стратегия роста базируется на увеличении масштабов деятельности предприятия путем проникновения и захвата новых рынков.
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда традиционная деятельность фирмы на традиционных рынках становится невозможной.
Стратегия стабилизации представляет собой сосредоточение на существующих видах деятельности и их поддержке.
Конкурентные стратегии связаны с ведением конкурентной борьбы и предоставлением дополнительных ценностей для покупателей.
Различают четыре типа конкурентных стратегий:
- экономии на издержках,
- дифференциации,
- фокусирования,
- сфокусированной дифференциации.
Стратегия экономии на издержках базируется на снижении всех видов производственных и непроизводственных затрат.
Стратегия дифференциации означает создание предприятием продукта с уникальными свойствами, закрепленного торговой маркой. Дифференциация может заключаться в самой продукции, в методах доставки, в формах продажи и сервиса и других факторах.
Стратегия фокусирования подразумевает концентрацию внимания на небольшой нише рынка путем более качественного выполнения работы по сравнению с конкурентами и удовлетворения специфических потребностей покупателя.
Стратегия сфокусированной дифференциации предполагает поиск и удовлетворение сегмента со специфическими потребностями. Стратегия сфокусированных издержек заключается в том, что предприятие пытается достичь лидерства в снижении издержек не по всей номенклатуре продукции, а исключительно в пределах выбранного сегмента.
Функциональный уровень в иерархической структуре стратегий предприятия предполагает использование целого набора маркетинговых инструментов по оценке рынков, по анализу поведения потребителей, позиционированию, стимулированию продаж и продвижению.