Предмет и основные проблемы истории

История России

 

Вводная тема.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. – М., 1987 – 1989.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 2004.

Вернадский Г. В. История России. – Тверь – М., 2000.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1990.

Ионов И. Н. Российская цивилизация IX – начало XX. Учебная книга для 9 – 10 класса. – М., 1995.

Нефёдов С. А. История Нового времени. Эпоха Возрождения. – М., 1996.

История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

История России: учеб./А. С. Орлов и др. – М., 2006.

Всемирная история. Соч. в 24 т. – М., 1997.

 

1. Предмет истории

2. Исторические источники

3. Исторические теории

4. Историография истории России.

 

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился человек разумный. Человек – существо историческое. Он растёт, изменяется с течением времени, является продуктом этого развития.

Для чего нужна История? Ответить на этот вопрос можно по-разному. В контексте истории современный человек выделяет множество тем: технический и научный прогресс; появление и распад народов и государств; развитие неких идей, искусства, музыки, литературы и культуры. Однако, прежде всего, нужно понять что же такое сама История.Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление».

У каждой науки есть свой объект и свой предмет. Объект истории – прошлое.

Предмет истории не однозначен.

Геродот (IV в. до н. э.). Впервые дал определение предмету исторической науки и её задачам: «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом». Проблема европоцентризма – история Европы (Запада) провозглашается единственно правильной или, по крайней мере, идеалом для всех остальных.

Сыма Цянь (I в. н. э.). Впервые в своих исторических сочинениях определил значение каждого человека.Основными принципами историиСымаЦянь называет прямодушие (чжун), почтение (цзин) и культурность (вэнь).

Аврелий Августин (IV в. н. э.). Впервые ввёл понятие исторического прогресса. Человеческая история (книга «О граде Божием») в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного (civitas terrena), и царства Божия (civitas dei).

Гегель Г. В. Ф. (XVIII в. н. э.). Впервые говорит о смысле истории со светских (нерелигиозных) позиций. Смысл истории по Гегелю есть прогресс в осознании свободы.

Предмет истории напрямую связан с историческими фактами. Исторический факт – реальное событие прошлого, то, что считается общепризнанной истинной.

Исторические источники – то, что позволяет получать исторические факты. Иначе - исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека.

Источники:

1. Письменные

2. Вещественные

3. Другие – этнография, фольклор, некрополистика и др.

Основные источники по истории России – письменные: летописи, хроники, архивные документы, литературные произведения и т. д.

Вопросам изучения источников посвящена одна из дополняющих историю научных дисциплин – источниковедение. Пренебрежение источниками ведёт к историческим заблуждениям и историческим мифам.

В качестве примера можно привести вопрос о дате первого упоминания в летописях Тулы. Такая дата считается историками датой основания города. Однако фактически существуют две даты «основания» Тулы:

1146 год. Есть в Ипатьевской но отсутствует в более ранней, оригинальной Никоновской летописи.

1382 год. Есть в договоре Московского и Рязанского князя о границах.

Важно обратить внимание на сложность изучения исторических источников. Одной из сложнейших проблем истории является датировка событий. Так если говорить об «основании» Тулы следует заметить, что ни в Никоновской, ни в Ипатьевской летописи нет даты «1146». Существовал календарь с датировкой «от сотворения мира».

Византия. 5 508 год до н. э.

Израиль. 3 761 год до н. э.

Единая хронология в Европе появляется только в XVI веке (Ж. Скалигер). При этом:

Китай – эра Хуан Ди (с 2637 г. до н. э.)

Исламский мир – эра «от хиджры» (622 г. н. э.)

Русские учёные Н. А. Морозов (1854 – 1945) и А. Т. Фоменко в своих работах оспаривают традиционную версию хронологии.

«Новая хронология» (сокращённо НХ) — теория радикального пересмотра истории, созданная группой под руководством академика РАН математика А. Т. Фоменко. «Новая хронология» утверждает, что существующая хронология исторических событий в целом неверна, что письменная история человечества значительно короче, чем принято считать, и не прослеживается далее X века нашей эры, а древние цивилизации и государства античности и раннего средневековья являются «фантомными отражениями» гораздо более поздних культур, вписанными в историческую летопись из-за неправильного (ошибочного или тенденциозного) прочтения и интерпретации источников. Большинством учёных считается ненаучной, против НХ выступили историки, археологи, лингвисты, математики, физики, астрономы и представители других наук. С середины 1990-х годов «Новая хронология» превращается в коммерческий проект. К началу 2011 года по «Новой хронологии» издано более 100 книг общим тиражом около 800 000 экземпляров. Ряд историков и публицистов относят «Новую хронологию» к такому феномену массовой культуры, как фолк-хистори. В 2004 году за серию книг по «Новой хронологии» создателям теории была присуждена Антипремия «Абзац» в номинации «Почётная безграмота» — за «особо циничные преступления против российской словесности».

Предмет истории во многом связан с субъективными оценками исторических фактов – объективное изложение «только фактов» практически невозможно.

Подход к изучению истории – логическая схема, поясняющая исторические факты. Каждый такой подход или теория формулирует своё определение предмета истории. Каждый из множества фактов выбирает только те, которые лучше определяют его предмет изучения.

К основным подходам к развитию истории можно отнести следующие:

Формационный (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин и др.).

Цивилизационный (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, С. А. Нефёдов и др.).

Новая историческая наука (фр. La Nouvelle Histoire) (М. Блок, Л. Февр, А. Я. Гуревич).

Марксизм претендовал на постижение реальных законов истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций и утверждал, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации.

Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 «локальной цивилизации» (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ.

Новая историческая наука – «антропологическая история», ориентированная на человека во всех его проявлениях - от производственной деятельности до семейных отношений, от технологий до религии и быта.

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только субъективны, но часто и политически пристрастны. Бенедетто Кроче: «Вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории,прежде всего путём использования всех возможных источников. Критики «Новой хронологии» отмечают, что она противоречит фундаментальному требованию ко всякой теории, претендующей на научность: такая теория или гипотеза не должна противоречить данным других наук. НХ опровергает данные: филологии, лингвистики, археологии, истории искусства, палеографии, нумизматики, астрономии и т. д.

Чтобы избежать фальсификаций и появления исторических мифов необходимо придерживаться научных методов, создающих основу для проведения конкретно-исторических исследований. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с источниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

1.Когда исторический источник был написан?

2.Где он был создан?

3.Кем?

4.На каком ранее существовавшем материале основывался автор?

5.Какова была оригинальная форма источника?

6.Насколько источник заслуживает доверия?

Методология истории — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования, она же изучает и специфику различных исторических подходов. Методология истории составляет предмет отдельной исторической дисциплины.

Другие (вспомогательные) исторические дисциплины это:

Археология — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.

Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.

Генетическая генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики.

Геральдика (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования.

Историография — изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков.

Исторические исследования накапливают знания и способны передавать эти знания о той или иной эпохе в соответствии с существующей картиной мира. Принадлежности историка к обществу и присущее ему мировоззрение является необходимым условием познания прошлого.

Также историк должен использовать данные других наук.

Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.

Гендерная история — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.

Социокультурная антропология — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.

Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.

Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.

Психоистория (психология истории) — изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом.

Важной дополнением истории является философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся вопросы о возможном «конце истории», то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени.

Исторические науки в целом – это науки о человеке. Историки не довольствуются только научным описанием, изображением исторических явлений и событий с позиций наблюдателя. Историки пытаются проникнуть в мысли и чувства, в тайны сознания других людей. Подход извне сочетается с подходом изнутри с позиций людей прошлого.

Истинное изложение хода истории подразумевает не просто изложение фактов, но и их анализ.Сегодня часто говорят о кризисе исторической науки. По словам российского историка причины для этого есть: «утрата мировой цивилизацией ясной перспективы, крах идеологий, которые еще недавно давали ориентиры, угроза гибели человечества, кризис культуры, наконец, падение авторитета научного знания — все это способствовало подрыву общей веры в идею прогресса. Нельзя не учитывать и более прагматические причины: повсеместно урезаются ассигнования на науку, и в первую очередь на науку гуманитарную» (А. Я. Гуревич).

История развивается если развивается человек. Решение вопроса о том, развивается ли человек во всех сферах своего бытия или нет, должно быть результатом комплексного исследования, всестороннего изучения, а не заданной схемы. Социальная значимость профессии историка - установление контакта с людьми минувших времен и в этом диалоге - смысл деятельности историка. История – это наука о человеке, «о людях во времени» (М. Блок).

 

Тема 1: Предыстория России

«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всём определяет будущее».

Ж. Ле Гофф.

Горский А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. — М., 2004.

Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 1998.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981.

 

1. Восточные славяне в VIII – IX вв.

2. Материальная и духовная культура восточных славян.

3. Особенности Русской цивилизации

 

Огромная территория современной России начало заселятся и осваиваться с Восточно-Европейской (Русской) равнины, где и возникло первое русское государство (Киевская Русь), возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В Х веке в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного появляется название «Россия» (греч. Ρωσία, Росия) как греческое название Руси.

До появления русского государства на землях будущей России жили племена различного происхождения, существовали другие государства. В 552—745 южную часть территории России занимало государство тюрков — Тюркский каганат. В середине VII—X веков в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Приазовье располагалось государство Хазарский каганат. В X—XIV веках в Среднем Поволжье и Прикамье находилась Волжская Болгария. Каждый житель России может считать себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая на протяжении столетий была перекрёстком народов, огромным этническим котлом. На территории Русской равнины жили:

1. Скифы (VII в. до.н. э. – III в. н. э.)

2. Готы (II – IV в. н. э.)

3. Гунны (I – Vв. н. э.)

4. Хазары (VI – X в. н. э.)

5. Печенеги (IX – XI в. н. э.)

6. Половцы (XI – XIII в. н. э.)

7. Балты и фино-угры

В VI – VIIII вв. н. э. происходит расселение славян, ставшее завершающим этапом Великого переселения народов. Однако в формировании средневекового русского государства принимали участие и другие племена и народы.

С момента своего возникновения Россия не была этнически однородной. Когда нельзя однозначно говорить об этническом составе государства определяющими признаками будут понятия «цивилизация» и «язык».

История России – классический пример «локальной цивилизации» по Тойнби.

Локальная цивилизация – регион мира, в котором развитие общества и культуры проходит в особом, отличающимся от других регионов направлении.

«Локальная цивилизация» - практически тоже, что и «национальная культура».

Важным признаком любой нации (народа) является язык. Когда мы говорим о «тюрках» или «славянах» речь, прежде всего, идёт о языках. Современная наука делит все народы в зависимости от того, на каких языках они говорят, на языковые семьи, а семьи на группы. Крупнейшая языковая семья – индоевропейская. К ней относятся романская, германская, балтская (балтийская), иранская и славянская группы.

Существуют различные теории происхождения славян (автохтонная, миграционная). Большинство учёных считают славян мигрантами – переселенцами.

Индоевропейские (то есть говорящие на одном из индоевропейских языков) по своему происхождению племена славян, двигаясь, предположительно, с северной части Восточных Карпат, постепенно расселились по центральной и Восточной Европе на широком пространстве от Верховьев Вислы до Среднего Поднепровья. Накануне образования первых больших государств в Европе (VIII - IX вв.) славянские племена занимают уже половину Европейского континента: на севере они населяют области, примыкающие к Новгороду, на востоке – Поволжье; на западе они дошли до нынешнего Берлина, на юге – до острова Крит. Южные славяне стали впоследствии предками югославов и болгар, западные славяне – поляков, чехов и словаков. Славяне жившие на берегах Балтики и в бассейне Эльбы, постепенно растворились среди германских народов, а из Восточнославянских племён образуются три славянских народа: русские, украинцы и белорусы.

Во второй половине IX в., в эпоху образования Киевской Руси, восточные славяне сосредотачиваются в Среднем Поднепровье и Вокруг Новгорода (Новгорода Великого). На юге они жили в соседстве с народами иранского происхождения (сарматы), на востоке активно взаимодействуют с тюрками (хазары, печенеги, половцы), на севере смешиваются с балтскими, финскими и германскими (скандинавы) племенами.

Жизнь славянских племён отличается простотой и подвижностью. Они говорят на одном языке и селятся в основном на берегах рек. Об их цивилизации можно судить по данным археологических раскопок («материальная культура»). Раскопки древних городищ VIII – IX вв. не позволяют говорить о бедных и богатых жилищах. Быт всех общинников был приблизительно одинаков. В эту эпоху славяне заняты, прежде всего, земледелием, но немалая их часть занималась скотоводством, охотой, рыболовством и обменом.

VIII – IX вв. – в терминах «формационной теории» период перехода от Военной демократии к феодальным отношениям. Военная и родоплеменная знать начинают пользоваться преимуществами и играть определяющее положение, происходит расслоение общества.

Феодализм – общественный строй, при котором земля и власть принадлежала феодалам (касте профессиональных военных). В формационной теории (марксизме) феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.

По многим признакам феодализм, как его описывал К. Маркс («феодальный способ производства»), присущ России до XIX в., что является одной из особенностей российской истории

Духовную культуру славян учёные реконструируют по различным источникам. Прежде всего, это письменные источники. На основании этих источников совокупность мифологических воззрений, религиозных верований и культов славянских народов определяют как «язычество».

Язычество – буквально «народная вера». Церковное понятие «язычество» в светской науке часто заменяется термином «этническая религия». Как синоним может также использоваться слово «многобожие» («политеизм»).

Обычно под язычеством понимают славянскую мифологию до принятия славянами христианства (то есть примерно до IX – XII вв.).

Подчерпнуть сведения о язычестве можно из древнерусских письменных источников. Однако, во-первых, религия правящей верхушки (как правило и описываемая), и верования простого народа всегда значительно различаются. Во-вторых, в источниках, как правило, уделяется персонажам «высшего уровня» (языческие божества – Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Макошь), персонажи низшей мифологии обычно остаются в стороне.

И в-третьих авторы источников были христианами. Следует помнить, что источники - это не изложение самих мифов и верований, а пересказ их понимания современниками-иноверцами. Более достоверны, но и более трудночитаемы археологические источники. Важны сведения фольклористики, языкознания, истории религии и изучения мифологических сюжетов у других народов.

Славянское язычество, которое нашло своё отражение в искусстве и фольклоре, не представляло собой единой и завершённой системы. Современные представления о язычестве славян – реконструкция. Такой реконструкцией является и «неоязычество» - попытки восстановить традиционную веру славян сегодня. В России самый популярный вид неоязычества – родноверие (следует иметь в виду что язычество «в чистом виде» существует и сегодня – у некоторых народов Поволжья и Сибири).

Русская культура сформировалась в большой степени под влиянием христианства (при включении в христианство переработанных элементов традиционных верований).

В истории русской культуры чётко выделены культурно-целостные эпохи, этапы, в которых присутствует собственный культурный облик, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности.

 

Периодизация и основные характеристики российской цивилизации:

1. Древняя (Средневековая) Русь – IX – XIII вв.

2. Московская Русь – XIV – XVII вв.

3. Императорская Россия (Русская культура Нового времени) – XVIII – XX вв.

4. Россия (культура России) в Новейшее время:

А) Советская Россия – начало – конец ХХ в. (1917 – 1991 гг.).

Б) Постсоветская Россия – с конца ХХ в. (1991 г. ) – по настоящее время.

 

На всём протяжении российской истории на Восточно-Европейской равнине существовала одна цивилизация, сформированная единым языком и культурой. Уникальной особенностью русской цивилизации следует считать совмещения характерных черт Востока и Запада. По своей культуре, по этническому составу и по географическому положению Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно её называли Евразией или Срединным миром. Пространство России, при всех его ресурсах, создавало и значительные трудности для развития цивилизации («природно-географический фактор»). Поэтому на разных этапах истории политический и социально-экономический строй, господствующая система ценностей сближал Россию то с Европой, то с Азией. Такие особенности как протяжённость территории, суровость климата, способы ведения хозяйства (также как религия и культура) во многом определили формирование особого российского социума, особого российского государства, особой русской культуры или просто – «русской цивилизации».

 

 

Хронология событий в Восточной Европе в IV – IX вв.: