II. Биологическая концепция языка.

I. Понятие языка в интерпретации А. Шлейхера. Морфологическая классификация языков.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А. ШЛЕЙХЕРА

1. Понятие языка в интерпретации А. Шлейхера. Морфологическая классификация языков.

2. Биологическая концепция языка.

3. Праязык и теория родословного дерева.

4. Выводы.

 

Научная деятельность Августа Шлейхера (1821 – 1868), профессора Иенского университета, характеризуется многообразием интересов: от общих вопросов языковедческой теории до исследований в области сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков. Основные работы: «Морфология церковнославянского языка» (1852), «Руководство по изучению литовского языка» (1855-1857), «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков» (1861-1862), «Сравнительно-лингвистические исследования» (1848-1850), «Немецкий язык» (1859), «Теория Дарвина в применении к науке о языке» (1863), «Значение языка для естественной истории человека» (1865).

 

Общие вопросы языкознания были изложены А. Шлейхером во вводных разделах «Сравнительно-лингвистических исследований». Это, прежде всего, вопросы определения сущности языка и соотношения понятий языка и мышления.

Язык определяется как звуковое выражение мысли; как воспринимаемый ухом симптом деятельности целого комплекса материальных отношений в построении мозга и речевых органов с их нервами, костями, мускулами и др. Как видим, в определениях подчеркивается материальная сторона речевой деятельности.

Шлейхер признает единство языка и мышления и пытается установить отношения между структурой языка и строением мышления. В мысли следует различать материал и форму. Материал – это понятия и представления, а форма– это взаимоотношения понятий и представлений. Значение – это понятия и представления, получившие звуковое выражение. Сущность любого языка определяется тем, как выражены в нем значение и отношения. Форма в другом его понимании – это положение, которое занимают относительно друг друга выражение значения и выражение отношения. Значение выражается в корне слова, а отношение – в суффиксах; значение и отношение вместе образуют слово.«Сущность слова, а тем самым и всего языка, определяется тремя моментами: звуком, формой и функцией».

На основе этих определений, характеризуя языки по выражению в них значения и отношения, А. Шлейхер предлагает морфологическую классификацию языков и выделяет 3 типа языков:

1. Языки, в которых выражено только значение, а слово представляет собой нерасчленимое единство, похожее на кристалл (корневые, или изолирующие языки: китайский, бирманский).

2. Языки, в которых выражено и значение, и отношение; слово здесь состоит из частей, не образующих тесно спаянного единства (агглютинирующие языки: тюркские, финно-угорские).

3. Языки, в которых выражено и значение, и отношение; слово здесь представляет единство в многообразии составных элементов (флективные языки: латинский, русский). Флективность – высшая ступень строя языков.

Выделение трех типов языков выражает три ступени развития языка (ср. Гегель сводил все многообразие форм движения к трем этапам развития – «гегелевская триада»). Между тремя типами языков возможны переходные ступени. Три периода развития языков соответствуют трем царствам природы (минеральному, растительному, животному).

А. Шлейхер считает, что все высшие формы языка возникли из более простых: агглютинирующие из изолирующих, флективные из агглютинирующих. Период развития языков он называет доисторическимпериодом. В исторический период происходит распад языка на звуки и формы, и меняются функции и строение предложения. В этот период язык только воспроизводится и по мере смены языковых поколений становится заметным все больше вырождение языка.

 

При исследовании сущности языка Август Шлейхер исходит из того, что языкознание составляет часть естественной истории человека. Язык не зависит от отдельного лица, и подделать объект языкознания так же невозможно, как и объект естествознания. В отличие от филолога, который подобен садовнику, языковед должен относиться к языку, как ботаник: то есть изучать законы его строения и развития, а эстетическая оценка языка или растения должна быть для него безразлична. Тем не менее, Шлейхер отмечал, что есть области, где языкознание и филология смыкаются.

Биологическая концепция языка была впервые изложена Шлейхером в работе «Языки Европы в систематическом освещении», где язык уподоблялся организму. Во многих работах видно влияние идей Ч. Дарвина, которые Шлейхер переносит на объяснение природы языка. В книге «Немецкий язык» он пишет: «Языки, эти образованные из звуков природные организмы, притом самые высшие из них, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они разделяются на роды, виды, подвиды и т.д. (ср. язык – диалект – наречие), но и в том, что их развитие происходит по определенным законам» (см. выше о стадиях развития языка).

В работе «Теория Дарвина в применении к науке о языке» Шлейхер подтверждает для языков установленный Дарвиным закон изменчивости видов: «Те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, следовало бы обозначить видами одного рода, мы считаем за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения. Из племен языков, нам хорошо известных, мы так же составляем родословные, как это старался сделать Дарвин для видов растений и животных».

Шлейхер переносит на языки и положение Дарвина о борьбе за существование в природе. Он считает, что в настоящем периоде жизни человечества победителями оказываются преимущественно языки индогерманского племени; распространение их продолжается, а многие другие языки ими вытеснены.

В поисках языковых закономерностей, аналогичных закономерностям органического мира, заключается сущность его биологической концепции языка, как утверждает профессор Березин Ф.М.