Лекция 12. Искусство Франции-Италии XVIII в.

 

В середине 18 в. на развитие искусства начинают оказывать мощнейшее влияние социальные процессы. Третье сословие оказалось совершенной новой средой, которая начала генерировать собственное искусство. На смену практически угасшему к тому времени рококо приходит реализм и в том числе возникает новые течение – им оказался сентиментализм. Это явление более ярко представлено в лит-ре, чем в истории искусств. Руссо – необходимость вернуться к природным чувствам. Хорошо известно, что с. был популярен в самым разных слоях общества, но если бы не подпитка руссоисских идей со стороны третьего сословия, то это направление наверняка не сложилось бы. Самым ярких художником-сентименталистом был Жан Батист Грёз, кот. писал кратины, так или иначе показывающие искренние чувства человека. С-ы вкладывали в это искренне чувство морализм. С этой т.з. картины фр. сентименталистов явл. неоднозначным явление. Это направление к и., кот. оказалось довольно посредственным с худ. т.з.

· Отцовское проклятие. Такие кратины явились значимым событием в худ. жизни Ф.

· Паралитик или плоды хорошего воспитания. Полностью противоположный пример. Мораль понятна и проста (в каком-то смысле примитивная).

Более значительное явление второй половины 18 в. – неоклассицизм (вторая волна классицизма). К. как худ. явление в ж. возник в 17 в. благодаря Никола Пуссену. Но во второй половине 17 – первой половине 18 в. он плавно сошёл на нет. Интерес к к. вспыхнул в середине 18 в. и на волне этого интереса реализовался как художник один из самых талантливых художников 18 в. Жан Луи Давид. Интерес возник благодаря тем настроениям, кот. определяли жизнь предреволюционной Франции. Революция уже висела в воздухе, и на фоне новых настроений всё более и более актуальными становились ценности, кот. европ. сознание того времени связывало с временами Древнего Рима. К тому же в это время начались раскопки у Везувия. На этом месте без малого 18 столетий ничего не было, и первые же открытия показали жизнь римлян. Вся Е. была потрясена. Поэтому неслучайно, что, начиная с 60-70-х гг, появляются художники (Давид в их числе), апеллирующие к римским идеалам и сюжетам.

 

· Клятва Горациев. Сюжет взят из Тита Ливия, где рассказывалось о клятве сыновей из рода Горациев, кот., уходя на смертный бой, давали клятву чести и верности старому отцу, кот. уже не мог участвовать в битвах. Пуссен был человеком своего времени и он не мог не чувствовать грандиозности этого мира. Его стремление поместить мир в рамки, композиционные схемы противоречило его пониманию мира. С этой т.з. тво-во Давида полностью противоположно. Оно абсолютно не апеллирует к миру в большом смысле этого слова. Мир в тво-ве – пространство принципиально неглубокое, построенное по жёсткой схеме. Но Давид, тем не менее, в своих картинах сумел выразить что-то, что действительно соответствовало общекультурным тенденциям. Центр композиции чуть-чуть смещён, и это разрушает традиц. схему классицистов. Женщины, оплакивающие уходящих на бой, - вымысел художника. Расшатывание композиции вносит ту самую жизнь, тот дух, о кот. уже было сказано. Оно так или иначе создаёт вн. динамику, кот. вносит возвышенное чел. чувство.

· Смерть Марата. Эта картина справедливо может считать самым выдающимся произведением в живописи 18 века. Именно здесь Д. сумел вдохнуть в классицистические нормы необычайную силу. Хорошо известно, что М. страдал кожным заболеванием и, чтобы снять этот зуд, часто принимал ванну (в том числе при посетителях). Так что тут всё норм. Но дело не в иллюстративности. а в степени худ. обобщения, кот. Давиду удалось воплотить. Ванна превращается в пьедестал, простыни превращаются в римский головной убор и перед нами уже не смерть революционера, а смерть древнего героя. В картине найдено удивительное соотношение идеального и исторического.

Через неск. лет Д. становится придворным художником Наполеона I и его тво-во ложится в основу нового этапа истории искусства – ампир.

В 18 в. во Ф. активно развивается скульптура.

· Морис Этьен Фальконе, грозящий Амур. Эта скульптура явл. и отголоском интереса к искусству рококо, и реверансом в сторону сентиментализма. Эта скульптура настолько понравилась современникам, что он был вынужден сделать 6 реплик.

 

· Медный всадник. Получив приглашение из далёкой России, Ф. с радостью принял его, т.к. почувствовал ту возможность самореализации, кот. у него не было во Ф. Принимает приглашение и 12 лет проводит в России. Долго работает над эскизами. Первые модели и эскизы были переполнены аллегориями. Пётр изображался победителем варварства. Но постепенно Ф. как крупный мастер шёл по пути отказа от излишних аллегорий. Конечный вариант лишён дополнительных усложнений (осталась только змея, но без неё никак – физика). Ф. сумел передать мощный дух царя-преобразователя. Этот памятник – самое монументальное произведение в 18 в. Конечно, во многом здесь наложило своё отпечаток время. Скала – символ природного начала. Не обошлось без классицизма.

· Антуан Гудон. Вольтер. Вошёл в историю благодаря своим скульптурным портретным изображениям. Здесь оказались сопряжены и реалистические наблюдения автора и способность воспользоваться достижениями классицизма.

 

 

· Жак Анж Габриэль. Малый Трианон. Павильон в Версале, неск. в стороне от основного ансамбля. С одной стороны, сохраняет камерность и интимность рококо, с другой – сохраняет меру чёткости и упорядоченности. Уникальное сопряжение рококо и рождающегося классицизма.

· Ж Суффло. Пантеон. В архитектуре классицизм утверждается только в 18 в. Церковь св. Женевьевы, а после революции стала называться Пантеоном. т.к. там хоронили революционеров и выдающихся деятелей Франции. Это сооружение представляет собой купольную базилику, и все порталы оформлены в классицистическом стиле. В первый раз эти принципы были сформулированы при оформлении вост. фасада Лувра. Большую роль играю расчёты. Самый яркий образец архитектуры классицизма 18 в.

· Никола Леду. Застава Вилетт в Париже. Любой его проект был частью архитектурно-худ. концепции. Одно из сохранившихся сооружений Леду. Когда Л. получил этот заказ, он создал проект целой серии (до 30 шт.) застав (время-то предреволюционное). После Революции его сочли роялистом и поэтому многие произведения были разрушены. Самого архитектора посадили в тюрьму. Дорические колонны нехарактерны для архитектурного классицизма того времени. Цилиндрическая форма здания, раскрывающаяся за портиком. Спаренные колонны выражают воинственность.

· проект дома садовника в городе Шо. В районе солеварни Шо. Одна из самых интересных архитектурных утопий. В задумке – город коммун. Идеи, сопряжённые всё с теми же идеями Руссо. все специалисты обращают внимание вот на какую вещь: при разработке проектов Л. опирался на простые фигуры – круг, квадрат.

· проект дома директора источников в городе Шо. Вода протекает сквозь этот дом сложной конфигурации. Вода – некая связь природного и разумного человеческого.