Новые информационные технологии

Сущность и способы информационного обеспечения

 

На уровне фирмы логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в сфере закупок, производства и распределения. Логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всей логистической цепи, а не отдельно взятого ее элемента. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение логистического процесса фирмы, начиная с закупки и кончая сбытом продукции. Потоки информации являются теми связующими "нитями", на которые нанизываются все элементы логистических цепей.

 

 

Современная логистика немыслима без активного ис­пользования информационных технологий. Трудно предста­вить себе формирование и организацию работы цепей до­ставки товаров без интенсивного, постоянного оперативно­го обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обес­печить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки при­нятия коммерческих решений в логистической системе. Бо­лее того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий логистика стала доминирующей фор­мой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.

Под информационными системами (ИС) и информацион­ными технологиями (ИТ) в современной логистике обычно понимается комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребле­ния информации в обеспечивающих товародвижение сис­темах. Доминирующим направлением в развитии ИС и ИТ в логистике является интеграция информационных пото­ков на основе современных методов обработки и передачи данных, определяемая таким относительно новым поняти­ем, как телематика.

Основным шагом в совершенствовании снабжения стали электронные закупки. Электронный обмен данными (electronic data interchange, EDI) позволил автоматизировать процесс закупки. Организация стыкует свою информационную сис­тему с системой поставщика, и когда наступает время раз­местить заказ, ее система автоматически отправляет со­общение об этом. Такой вариант подходит для небольших регулярных заказов. Существует несколько вариантов ав­томатизированного снабжения, но все они имеют общее название «электронное снабжение» (e-procurement) или «электронные закупки» (e-purchasing). Эти варианты снаб­жения могут выполняться в разных фирмах, но в любом случае в их основе лежит прямой обмен данными между компьютерами поставщика и заказчика. Принципиально можно выделить два типа электронного снабжения; их обо­значают В2В (бизнес-бизнесу — когда одна организация за­купает материалы у другой) и В2С (бизнес-потребителю — когда у предприятия продукцию покупает конечный по­требитель).

Для поддержки EDI были разработаны две сопутствую­щие технологии. Первая — кодирование товаров, позво­ляющее присвоить каждой упаковке перемещаемых ма­териалов идентификационную метку (используется штрих-код или радиочастотная метка).

Вторая технология — электронный перевод денежных средств. Когда поступает подтверждение о доставке, сис­тема перевода отправляет денежные средства.

Таким образом, системы подачи заказа и оплаты отгру­женных товаров автоматизируются.

Перспективы дальнейшего внедрения инфор­мационных систем и технологий на транспорте и в логистике впечатляю­щи. Среди них:

• информационная интеграция на транспорте на основе Internet и теле­матики с целью обеспечения глобального трансъевропейского монито­ринга движения товаров;

• развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанцион­ными формами расчетов;

• совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в ком­паниях;

• формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и посреднических фирм в Internet для обеспечения самоорганизацион­ных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками това­ров и услуг;

• решение проблем простоя транспорта на границах путем активного вне­дрения технологий « Green Custom — Зеленая таможня»^, основанных на электронном документообороте (EDI— Electronic Data Interchange);

• электронные формы контрактов и платежей за товары и услуги в откры­тых коммерческих системах;

• глобальная мобильная связь «трубка-трубка», обеспечиваемая низко­орбитальными спутниковыми системами типа Globalstar;

• информационная интеграция товаропроизводящих и транспортно-об-служивающих компаний с потребителями на платформе технологий Internet-Intranet;

• мобильное управление на основе (Web-технологий и многое другое.

Информационная проблематика в логистике сегодня определяется следующими направлениями:

♦ исследование динамично меняющихся информационных потоков в ЛС в связи с изменением форм собственности, диверсификации предпри­ятий, усложнением рыночных связей;

♦ разработка информационных и программных систем для автоматиза­ции управления компаниями (в части интегрированной логистики);

♦ совершенствование систем мобильной связи;

♦ Internet-технологии в организации и обеспечении мобильного управ­ления в ЛС.

Благодаря развитию Internet и активизации деятельности многочислен­ных виртуальных служб жизненный цикл услуг по доставке товаров конеч­ному потребителю начинает приобретать вполне конкретные, основанные на типизации логистических, информационных и финансовых операций фор­мы. В силу этого логистика становится все теснее связанной с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров и ресурсов. Создаются центры для разработки и продажи таких проектов. Причем предметная об­ласть проектов может быть различной — от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией до организации выставки в другой стране, на другом кон­тиненте. Иными словами, публикуемые сегодня в Internet предложения крупных проектно-логистических, информационных и про­граммно-технических центров и фирм свидетельствуют о начале нового этапа в развитии логистики. Этот этап характеризуется применением Internet-Intranet-технологий в классических схемах управления логистическими ком­паниями и активизацией исследований в области логистичес­кого проектирования. Новые направления в логистике связаны с методология­ми распределенного мобильного управления и непрерывной поддержки (информационной и ресурсной) жизненного цикла товаров и услуг CALS — Continuous Acquisitions and Life Cycle Support.