Состав органов управления природопользованием и охраной окружающей среды и их основные функции
Тема 2. Субъекты и объекты государственного экологического управления
2.1. Состав органов управления природопользованием и охраной окружающей среды и их основные функции.
2.2. Система управления природопользованием и экологической безопасностью в регионе.
2.3. Объекты государственного экологического управления.
Генеральным субъектом государственного управления сферой природопользования и охраной окружающей среды также как и экономики в целом является государство. Для того, чтобы понять, кто же, собственно, конкретно управляет сферой природопользования от лица государства и что представляет государство как субъект управления (процессом воспроизводства в этой сфере), необходимо определить, в лице каких органов и лиц какого аппарата государство выполняет функции управления. Организационная система экологического управления в РБ представлена тремя ветвями власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной (рис. 2.1).
Организационная система управления устанавливает принципы взаимоотношений между предприятиями, организациями, воздействующими на состояние окружающей среды с одной стороны, и органами управления природопользования с другой. Организационно-управленческая структура представляет собой взаимосвязанную совокупность органов управления сферой природопользования, наделенную определенными экономико-правовыми функциями. Тем самым эта структура определяет основные принципы взаимоотношения между предприятиями, хозяйствами, отдельными гражданами и органами управления природопользования. Основное назначение организационной структуры управления – реализация целенаправленной экологической политики в стране в целом и в отдельных регионах при строгом соблюдении установленных природоохранных норм, правил, законов. В РБ сложилась трехуровневая система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Она включает в себя высший (государственный), средний (областной) и низший (районный) уровни управления.
Президент Республики Беларусь |
Управление администрации Президента Государственная инспекция охраны растительного и животного мира |
Национальное собрание (законодательная ветвь власти) Постоянная Комиссия по проблемам Чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования |
Совет Министров (исполнительная ветвь власти) Министерства и ведомства, осуществляющие функции гос. управления природопользованием и природоохранной деятельностью |
Конституционный суд Прокуратура (судебная ветвь власти) |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
Министерство здравоохранения |
Министерство внутренних дел |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
Министерство лесного хозяйства |
Государственный ко-митет по имуществу Государственный таможенный комитет |
РУП «Бел-экосистема» |
Областные и Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды |
Областной исполнительный комитет |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Департамент по геологии Департамент по гидрометеорологии |
Местные (областные советы депутатов) |
БелНИЦ «Экология» |
ЦНИИКИВР |
Экология-инвест |
Городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды |
Городские, районные и сельские исполнительные комитеты |
Местные (городские, районные) сельские советы депутатов |
Рис. 2.1 – Организационная система управления природопользованием и природоохранной деятельностью
Субъектами государственного управления являются: Президент РБ, Верховный Совет, Совет Министров, осуществляющие общее руководство экономикой, включая природопользование.
К полномочиям президентской власти в экологической сфере относятся: выработка исходных принципов национальной экологической политики, а также правового обеспечения экологической безопасности страны.
В составе управления администрацией Президента РБ, как республиканского органа государственного управления, функционирует государственная инспекция по охране животного и растительного мира, которая осуществляет обеспечение сохранности особо охраняемых природных территорий и особо ценных природных комплексов (заповедников, национальных парков и т. д.), имеющих национальное и международное значение.
Законодательная (представительная) ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Национальным собранием (Палата представителей и Совет Республики). Парламент, являясь представительным и законодательным органом власти государства, определяет основные направления государственной политики, принимая законодательные акты как непосредственно в области природопользования и охраны окружающей среды, так и путем включения экологических норм и правил в хозяйственное, уголовное и административное законодательство. Парламент также принимает закон о бюджете на очередной финансовый год, в котором определены размеры государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, распорядители этих средств, а также определен перечень государственных экологических программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета. В палате представителей Национального собрания действует постоянная Комиссия по проблемам Чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования, от которой во многом зависит окончательная форма и содержание принимаемых экологических законов.
Исполнительная ветвь власти представлена входящими в состав Правительства РБ министерствами и ведомствами, осуществляющими контрольно-координирующее управление и экологический контроль (министерства и ведомства общей компетентности).
К числу первых относятся: Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства и другие. Ко вторым: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, государственный таможенный комитет РБ (контроль за соблюдением требований международных договоров и экологической безопасности грузов при пересечении ими государственной границы).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды является республиканским органом государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, осуществляющим экологическую политику государства. Главными задачами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются:
1) Проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;
2) Осуществления государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;
3) Регулирование и координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, регулирование воздействия на климат, а также экологической сертификации и экологического аудита;
4) Взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами в решении природоохранных вопросов;
5) Государственный контроль в области охраны окружающей среды и гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;
6) Обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов растительного и животного мира;
7) Обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;
8) Осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, регулирование воздействия на климат, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с возложенными на него задачами:
1) Разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, регулирования воздействия на климат, а также по вопросам гидрометеорологической деятельности для включения их в проекты прогнозов и программ социально-экономического развития РБ, для разработки и реализации основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе в области функционирования особо охраняемых природных территорий, а также гидрометеорологической деятельности, для совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (включая систему формирования и использования средств фонда охраны природы), системы нормативно-технического и методологического обеспечения охраны окружающей среды и гидрометеорологической деятельности;
2) Обеспечивает разработку проектов государственных программ, планов действий и других документов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности для внесения в установленном порядке в Совет Министров РБ;
3) Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, осуществляет их научно-методическое обеспечение;
4) Осуществляет нормирование в области охраны окружающей среды, техническое нормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности;
5) Регулирует гидрометеорологическую и природоохранную деятельность природопользования, деятельность в области экологической сертификации, безопасности генно-инженерной деятельности;
6) Устанавливает порядок проведения экологического аудита, аттестации экологического аудитора и выдает сертификат экологического аудитора;
7) Организует и координирует функционирование Национальной системы мониторинга окружающей среды, учет и оценка природных ресурсов, определяет порядок проведения первичного обследования угодий, устанавливает порядок проведения аналитического контроля в области охраны окружающей среды; ведет совместно с соответствующими республиканскими органами государственного управления государственный климатический кадастр, государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, государственный водный кадастр, государственные кадастры недр, атмосферного воздуха, животного и растительного мира; ведет государственный учет зоологических и ботанических коллекций, потребление озоноразрушающих веществ; обеспечивает ведение государственного реестра объектов обезвреживания и размещения отходов, государственного реестра технологий по использовании отходов; государственного реестра производителей гидрометеорологической информации; организует работы по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух;
8) Участвует в разработке форм государственных статистических наблюдений в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности, обеспечивает сбор и обработку первичных статистических данных в случаях предусмотренных законодательством РБ;
9) Координирует работу республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций по организации и проведению мероприятий по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов, реализации механизмов Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, предупреждению деградации и загрязнения земель, загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, другим природоохранным вопросам;
10) Во взаимодействии с другими государственными органами организует контроль в области охраны окружающей среды и гидрометеорологической деятельности, а также организует и обеспечивает функционирование систем контроля за состоянием и загрязнением окружающей среды, источниками ее загрязнения, состоянием и изменением климата.
Функционирование центральных органов управления природопользования и природоохранной деятельностью и прежде всего Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и системой его региональных и местных подразделений не снимает широкого круга обязанностей с территориальных органов управления.