Информационные порталы

Одним из системообразующих решений, которое ориентировано на интеграцию в рамках единой корпоративной информационной среды различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и информационных ресурсов (БД и т.д.) с организацией консолидированной точки доступа к ним пользователей различных категорий с учетом их полномочий и решения задач информационной безопасности в числе Интернет/Интранет – решений является информационный портал. «Информационный портал» как одно из базовых Интернет-решений появилось и развивается в последние несколько лет. Информационный портал становится массовым информационно-программным продуктом как в глобальном Интернет-пространстве, так и в корпоративных информационных средах.

Информационный портал, как субъект Интернет/Интранет пространства, – это Web-сайт, который:

• организован в виде системного многоуровневого объединения различных информационных ресурсов и сервисов;

• ориентирован на определенную целевую группу пользователей (по тематике, функциям, сервисным службам и т.д.);

• является «отправной точкой» в Интернет/Интранет пространство своей целевой группы и играет роль навигационной системы.

В Интернете, термин «портал» первоначально использовался для называния таких информационных ресурсов и служб как Excite, Yahoo, MSN, Netscape Netcenter, Rambler, Яndex, обеспечивающих пользователям «централизованный вход» и специальные средства для удобной навигации и поиска информации в сети. К настоящему времени многообразие информационных порталов можно разбить на следующие подклассы однотипных: горизонтальные (или потребительские), вертикальные (или профильные), торговые, корпоративные и т.д.

Многие информационные порталы трудно строго отнести к одному определенному подклассу. Так портал учреждений науки и образования далеко не всегда возможно строго, отнести к одному из указанных типов порталов: наборы страниц отдельного структурного подразделения университета могут прорабатывать строгую вертикаль по определенной тематике, при этом горизонтальная специфика порталов проявится благодаря наличию большого количества подразделений, публикующих свои ресурсы в портале; одновременно, сотрудники подразделений могут осуществлять обмен результатами работы, производить интерактивное обсуждение задач, что привносит ресурсу элементы корпоративного портала.

В качестве одного из основных конкурентных преимуществ создания системы порталов как среды доступа к информационным ресурсам являются: способность интеграции и агрегации большого объема неоднородных данных; наличие развитых механизмов поиска, средств персонификации содержимого портала для определенного пользователя и систем кастомизации.

Функциональная структура информационного портала включает, как правило, следующие группы функциональных подсистем:

• базовые подсистемы (авторизации и аутентификации; каталогов; дискуссионных форумов; новостей; настройки пользовательского интерфейса),адаптеры портала(информационные адаптеры, адаптеры приложений, средства взаимодействия адаптеров, предустановленные адаптеры (библиотеку портлетов), поддержку XML и Web-служб),

• средства организации и доступа к данным (хранение данных и работа с информационной базой портала, работа с метаинформацией (службы поддержки метаданных, справочники метаданных)),

• средства управления (управление производительностью и администрирование, средства обеспечения безопасности портала; управление кластерами; многоаспектный аудит и мониторинг портала, статистика; трассировка и моделирование Web-сред и сетей, средства кэширования контента),

• средства интеграции (обеспечение межпортальной интеграции баз данных, метаданных (импорт, экспорт, координация), поисковых процедур, систем безопасности, приложений, событийных и справочных систем; формирование кооперативной системы «зеркал» и виртуальных серверов (для корпоративного или персонального хостинга), CDN – сети доставки контента, grid-структуры),

• средства коммуникации (почта, различные Web-браузеры, клиенты, мобильные устройства, факс, пейджер, телефон; сетевые форумы, чаты, опросы, голосования, службы поддержки коллективной работы (Web-встречи, телеконференции, видеоконференции, единые событийные и офисные системы и т.д.)),

• средства развития (инструментарий для модификации и разработки (сервисов и адаптеров); средства создания персональных страниц портала пользователей),

• средства портальных приложений и профильных сервисов, проблемные информационные системы.

Как уже отмечалось выше, портал становится массовым информационно-программным продуктом в Интернет/Интранет средах. Поэтому приобретает особую актуальность решение задачи реализации промышленных методов их производства. Для этого нужны специализированные инструментально-технологические среды разработки.

Пример: разработанный с участием нашего университета проект научно-образовательного портала (http://www.edu.ru/, http://en.edu.ru/).

Для создания информационно-программных портальных комплексов имеются различные инструментально-технологические подходы на основе продуктов из списка основных производителей соответствующего программного обеспечения:

1. IBM Lotus Notes – позволяет предоставлять доступ к информационным системам и системам документооборота через Web-интерфейс. Использует собственные способы хранения и управления данными.

2. Microsoft.Net – технология, тесно интегрирующаяся со всеми продуктами компании Microsoft – от офисных решений до серверов управления базами данных.

3. Oracle Application Server – технологии создания порталов на основе продуктов Oracle предоставляют реализовывать различные механизмы автоматизации доступа к информации базы данных и других систем. Технологии обеспечивают различные API для взаимодействия между клиент-серверными приложениями и предоставляют удобные средства автоматизации информационного наполнения.

4. IBM WebSphere – сервер приложений от компании IBM является одним из лидеров среди подобных комплексов от других производителей в плане внедрения новейших стандартов и технологических решений. Тем не менее, производительность данного решения уступает серверам других производителей.