Спецкурсы.

К спецкурсам по физике и астрономии, а также интегрирован­ным курсам относятся:

«Оптика» (VII или VIII класс),

«Элементы кибернетики» (VIII класс),

«Физика и компьютер» (IX класс),

«Земля во Вселенной» (VII-VIII классы),

«Основы космонавтики» (X класс),

«Физика космоса» (XI класс),

«Строение и свойства ве­щества» (X класс),

«Техника и окружающая среда» (X класс),

«Методы решения физических задач» (XI класс),

«Эволюция есте­ственнонаучной картины мира» (XI класс).

Программы этих кур­сов опубликованы и утверждены Министерством образования.

Факультативные курсы «Оптика» и «Физика космоса» обеспечены учебными пособиями для учащихся.

Рассмотрим содержание одного из спецкурсов - «Эволюция ес­тественнонаучной картины мира». Программа этого курса согла­сована с программой основных курсов физики, химии, биологии, астрономии, обществоведения. Курс читается в то время, когда происходит систематическое повторение и обобщение учебного материала. Задача курса - сформировать у учащихся целостные представления о природе и обществе, убеждения в том, что в основе многообразных явлений лежат единые сквозные принципы.

Перед учащимися на занятиях раскрываются основные естественнонаучные идеи, общие законы наук о природе, фундаменталь­ные теории, их роль в развитии естественнонаучной картины мира. При этом анализируются знания о природе, полученные на протя­жении обучения в школе, происходит их обобщение на основе еди­ной картины мира, которая является синтезом знаний о природе, моделью природы, построенной на основе современных знаний о ней.

В основе содержания данного факультативного курса лежит физическая картина мира и ее эволюция, поскольку физика явля­ется теоретической базой естествознания. Синтез естественнона­учного знания осуществляется из общих естественнонаучных идей, общих законов природы, фундаментальных теорий. Про­грамма этого курса, помимо перечня подлежащих изучению во­просов, включает темы рефератов, которые самостоятельно вы­полняют учащиеся и вокруг которых строится обсуждение на се­минарских занятиях.

 

Лекция 12

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

 

На факультативных занятиях используются различные формы организации обучения, среди них могут быть как теоретические занятия: лекции, семинары, конференции, так и практические: решение задач, фронтальные лабораторные занятия, физический практикум, экскурсии.

Опыт показывает, что факультативные занятия достигают цели при сочетании различных форм организации обучения. При этом лекции целесообразны в 9-11 классах, причем доля лекционных часов в 9 классе не должна быть большой. В 7-8 классах лекционные занятия неприемлемы в силу возрастных особенно­стей учащихся.

Обобщение опыта проведения факультативных занятий по действующим программам факультативных курсов по физике показывает целесообразность следующего примерного соотношения между различными формами их проведения в старших классах: лекции - 20-25% всего учебного времени, семинары - 10-15%, решение задач - 15-20%, фронтальные лабораторные работы -15-29%, физический практикум - 20-30%, экскурсии - 3-9%, зачетные занятия - 3-6%.

Таким образом, более половины учебно­го времени рекомендуется отводить на практические занятия по решению задач и выполнению лабораторных работ.

Рассмотрим формы обучения учащихся на факультативных занятиях.

Лекции читаются обычно по теоретическим вопросам, они, как правило, носят ориентировочный, установочный характер. На лекции выносится основной, узловой материал, который затем обсуждается на семинарских и практических занятиях.

На лекции могут рассматриваться практические применения физических законов, они могут посвящаться обобщению и систе­матизации знаний. Желательно, чтобы на лекции использовалось проблемное изложение материала, способствующее активизации познавательной деятельности учащихся.

В начале чтения лекции учащимся дается ее план, который записывается на доске, создается мотивация, ставится основная познавательная задача. У учащихся следует формировать умение конспектировать лекции. Для этого необходимо продумать зара­нее, какие записи должны остаться у учащихся в тетради, и учи­тывать это при чтении лекции, диктуя или повторяя несколько раз соответствующий материал, делая паузы.

Лекция сопровождается иллюстрациями, записями на доске, демонстрационным экспериментом. Школьная лекция отличается тем, что в нее вводятся некоторые элементы беседы, элементы практической работы учащихся, что связано с возрастными особенностями учащихся, в силу которых они не могут длительное время слушать объяснение учителя, им необходима смена видов деятельности. Доля таких элементов обычно уменьшается в соот­ветствии с возрастом учащихся.

Семинарские занятия посвящаются обсуждению теоретических вопросов, их более глубокой проработке. Возможны такие, на­пример, темы семинарских занятий: «Применение плоских и вогнутых зеркал», «Движение тел в неинерциальных системах отсче­та», «Типы кристаллических решеток» и др.

Учащимся заранее дается план семинарского занятия, в который входят вопросы, обязательные для подготовки всеми учащимися, и вопросы, которые учащиеся готовят в виде индивидуальных заданий. По каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре, указывается обязательная и дополнительная литература.

На семинаре учащиеся выступают с небольшими сообщениями, вокруг которых разворачивается дискуссия. Готовясь к семинару, учащиеся учатся работать с литературой, планировать свое выступление, лаконично выражать свои мысли. Работая на семинарском занятии, учащиеся приобретают умение выступать с сообщением, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, критично, но доброжелательно относиться к выступлениям своих товарищей и самокритично к собственной деятельности. Целесообразно, чтобы учащиеся сопровождали свои выступления демонстрацией опытов и других средств наглядности. Определенные возможности повышения наглядности открывает использование компью­терных программ.

Практикум по решению физических задач является одним из необычных видов факультативных занятий. Он проводится, начиная с 9 класса, в виде серии уроков решения задач по крупной теме. Например, после изучения кинематики, или динамики, или законов сохранения. В этом случае появляется возможность решать комби­нированные задачи. Этим практикум по решению задач отличается от уроков решения задач при изучении основного курса физики.

На занятиях практикума по решению задач имеется возможность развивать самостоятельность учащихся, их творческие способности, соответствующим образом организуя их познавательную деятельность и предлагая нетривиальные задачи, в том числе исследовательские, повышенной сложности, с неполными или избыточными данными, задачи-парадоксы. На этих занятиях появляется возможность познакомить учащихся с некоторыми специфическими физическими методами решения задач, например с методом размерностей, с методом графов. Кроме того, при проведении практикума по решению задач в XI классе можно использовать более сложный математический аппарат - основы дифференциального и интегрального исчисления.

Программы факультативных курсов предусматривают такие формы занятий, как лабораторные фронтальные работы и лабораторный практикум.

Фронтальные лабораторные работы углубляют теоретический материал, позволяют формировать у учащихся первоначальные экспериментальные умения и осуществлять их подготовку к прак­тикуму.

В число фронтальных лабораторных работ включены работы. связанные с выполнением различного рода измерений, с конструированием приборов, исследовательские работы. Например, в курсе «Механика» (IX класс) предлагаются такие работы, как «Измерение больших расстояний», «Изготовление механического стробоскопа и наблюдение с его помощью периодических процессов», «Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины» и др.

При выполнении фронтальных лабораторных работ следует обучать учащихся планированию эксперимента, поиску разных способов и методов его проведения, оценке погрешностей измере­ний и умению выбрать тот метод, который дает наименьшую по­грешность. Полезно предлагать разным группам учащихся выпол­нять эксперимент по измерению одной и той же величины разными способами с использованием разного оборудования с последую­щим обсуждением результатов и выбором оптимального варианта.

Другой формой лабораторных занятий является физический практикум. Его проведение открывает большие возможности для индивидуализации обучения, учета интересов и склонностей уча­щихся. В практикуме можно поставить работы, разные по уровню сложности, по характеру деятельности учащихся, по характеру управления их деятельностью (от детальных алгоритмов до кратких указаний и формулировки познавательной задачи). Соответственно в описаниях большинства работ могут быть выделены три уровня управления деятельностью учащихся:

1. Задание сформулировано в описании в общем виде. В зависимости от сложности оборудование подбирается по описанию или учащимися самостоятельно.

2. Описание содержит указания к заданию, помогающие учащимся самостоятельно выполнять работу и содержащие необходимые дополнительные сведения.

3. В описании подробно описывается последовательность опе­раций, которые должен выполнить учащийся.

Выделение этих уровней позволяет каждому учащемуся вы­брать тот вариант инструкции, который в наибольшей степени соответствует его учебным возможностям.

Постановка практикума не требует большого числа экземпляров однотипных приборов, поскольку каждая бригада выполняет свою работу. В практикуме наряду со стандартным оборудованием целесообразно использовать самодельные установки, а также технические приборы.

Лабораторный практикум занимает разное место в разных фа­культативных курсах. Так, в курсе «Методы физико-технических исследований и измерений» на него отводится 50% учебного вре­мени, в курсе повышенного уровня - до 20%.

Тематика работ практикума достаточно разнообразна. Можно выделить пять групп работ:

1) работы, в которых экспериментально устанавливаются или проверяются важнейшие соотношения и законы физики, напри­мер «Исследование законов фотоэффекта»;

2) работы, при выполнении которых учащиеся знакомятся с методами измерений физических величин, например «Измерение скорости и ускорения при равноускоренном движении»;

3) работы, задачами которых является исследование физиче­ских характеристик различных природных объектов, например «Измерение ускорения свободного падения»;

4) работы, в которых исследуются физико-технические харак­теристики и параметры материалов, приборов и технических уст­ройств, например «Определение твердости стали»;

5) работы по физико-техническому моделированию, напри­мер сборка автоматических устройств с полупроводниковыми приборами.

В качестве примера укажем лабораторные работы, которые включает прак­тикум к факультативному курсу XI класса «Электродинамика (продолжение). Волны. Кванты», по темам «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные колебания»:

1. Измерение магнитного потока постоянного магнита.

2. Измерение индукции магнитного поля Земли,

3. Измерение индуктивности катушки.

4. Изучение резонанса в электрической цепи.

5. Определение параметров электрической цепи «черного ящика» на пере­менном токе.

6. Изучение триггера в качестве логического элемента в технических средствах автоматики и вычислительной техники и др.

На факультативных занятиях нет необходимости ограничивать время на выполнение той или иной работы. Если учащийся про­являет интерес к какому-то определенному разделу физики, то можно предоставить ему возможность заниматься эксперимен­тальной работой в области своих интересов.

Некоторые факультативные курсы содержат не физический практикум, а задания по конструированию различных устройств (факультативный курс «Физико-техническое моделирование») ли­бо дополнительно к физическому практикуму творческие и кон­структорские задания (факультативный курс повышенного уровня для XI класса).

Например, в курсе повышенного уровня для XI класса предлагаются такие задания, как:

1. Изготовление и испытание установки для изучения интерференции и дифракции.

2. Изготовление и испытание модели АТС.

3. Изготовление установки по обнаружению превращения гамма-квантов в электрон-позитронные пары и др.

В курсе «Физико-техническое моделирование» учащимся предлагаются такие задания: конструирование и изготовление прибора для измерения прочности нити, модели моста, электрического датчика неэлектрической величины, электронного реле и т.п. При этом если на начальном этапе обучения объекты конструирования предлагаются учителем, то в дальнейшем учащимся предоставляется право выбора объекта в рамках заданной тематики. При конструировании сложных объектов учащихся целесообразно объединять в группы. Это позволит не только научить их работать в коллективе, но и осуществить дифференциацию обучения, предоставив каждому ученику проявить свои индивидуальные спо­собности и интересы.

Работа по конструированию ведется по определенному плану, с которым знакомят учащихся:

1. Задание по конструированию с указанием технических условий, которым должен удовлетворять объект конструирования.

2. Разработка эскизного проекта, состоящего из краткого опи­сания конструкции, кинематической или электрической схемы, общего вида, эскизных изображений наиболее важных узлов и деталей, необходимого минимума математических расчетов.

3. Обсуждение проекта с учителем.

4. Изготовление разработанной конструкции.

5. Испытание и исследование параметров конструкции. В ходе обсуждения проекта учителю рекомендуется обращать внимание на понимание учащимися явлений и законов, которые лежат в основе сконструированных ими устройств, на умение оценивать их работоспособность.

Работа учащихся по изучению факультативных курсов должна определенным образом оцениваться и учитываться. Основными показателями успешности учащихся является их интерес к заняти­ям, появление любознательности, смекалки, интуиции. Учитель постоянно фиксирует работу, выполняемую каждым учеником во время занятий, а по окончании курса оценивает ее.

 

 

Лекция 13

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ

Содержание и формы внеклассной работы

Основу учебной и воспитательной работы составляют обязательные уроки, которые не исчерпывают содержания процесса обучения. Внеклассная работа представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательного процесса в средней школе. Она сочетается с учебными занятиями, строится на принципе добровольности, ее содержание отвечает интересам учащихся.

Цель.Всестороннее развитие самостоятельности и творчества в области науки и техники, воспитание у учащихся любви к труду, развитие технического творческого мышления, формирование умений и навыков рационализаторской работы.

Задачи. Внеклассные мероприятия по предмету позволяют расширить и углубить знания, пробудить и развить интерес к ее изучению, ознакомить с новейшими достижениями науки и техники, воспитать инициативу, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели. Внеклассные занятия оказывают положительное влияние на отношение учащихся к урокам:

- многие начинают более серьезно относиться к своим учебным обязанностям,

- проявляют большую познавательную активность,

- помогают учителю в оборудовании кабинет, изготовлении и ремонте приборов.

Все внеклассные мероприятия по их содержанию подразделяют на две группы. К первой группе относятся учебные, которые из-за различных обстоятельств проводят во внеурочное время. Они тесно связаны с уроками и направлены на овладение учащимися программного минимума знаний, умений и навыков. Их участниками, как правило, становятся:

- отстающие учащиеся,

- учащиеся пропустившие занятия по уважительной причине,

- хорошо успевающие учащиеся, которые желают обсудить какой-либо интересный для себя вопрос, решить задачу повышенной трудности и т.д.

Основной формой занятий являются индивидуальные консультации.

Ко второй (основной) группе внеклассных занятий относятся такие, которые связаны с предметом, но выходят за рамки программы, расширяя и углубляя знания и умения учащихся по предмету (физике). Основная цель - расширение кругозора, развитие творческих способностей и интереса к физико-техническим знаниям.

Принципы построения внеклассной работы:

- добровольность выбора учащимися форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом личных интересов;

- массовый охват учащихся;

- опора на самостоятельность и инициативу учащихся;

- общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы;

- подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы.

Организационные формы:

- индивидуальная работа учащихся;

- групповая - физико-технические кружки, каждый из которых охватывает небольшое число учащихся (школьные научные и технически общества);

- массовая - мероприятия, охватывающие большое число учащихся (олимпиады и конкурсы, недели и декады физики, выпуск стенгазет, бюллетеней, организация тематических выставок).

Планирование внеклассной работы:

- перечень кружков, которые существуют в школе, фамилии руководителей;

- обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями;

- расписание занятий с указанием постоянного места работы кружка;

- график проведения массовых внеклассных мероприятий;

- состав учащихся и ответственные за подготовку и проведение массовых мероприятий.

Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе следующие:

- привлечение научной и научно-педагогической общественности (преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научных сотрудников) к работе с учащимися, это школьные и межшкольные научные общества, лектории, научно-технические конференции учащихся, турниры юных физиков и т.д.;

- развертывание внеклассной работы по новым отраслям науки и техники (кружки по электронике, автоматике, кибернетики, вычислительной техники и т.д.);

- усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта работы с учащимися: гуманизация образования, рассмотрение физических и экологических проблем, изучение вопросов истории физики;

- отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе, в частности, создание межпредметных кружков, проведение межпредметных конференций и т.д.;

- поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формированию и развитию активности и творческих способностей (конкурсы, турниры, КВН, диспуты, недели и декады физики, клубы юных физиков и т.д.).

 

Организация и содержание работы физических и

физико-технических кружков

Основная форма систематической внеклассной работы является предметный кружок: физический, физико-технический, технический. Кружок работает регулярно с постоянным составом учащихся и позволяет учителю решать широкий круг учебно-воспитательных задач не эпизодически, а в определенной системе в течение всего учебного года.

Гибкость организационных форм кружковой работы, возможность варьировать содержание занятий и расстановку учащихся при выполнении заданий открывают большие перспективы для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Максимальный учет склонностей и возможностей каждого ученика – залог успешных результатов в деле развития способностей и формирования устойчивого интереса к предмету.

Три главные направления внеклассной работы: образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское – наиболее полно проявляется именно в кружковой работе.

Для успешного руководства кружком учитель должен:

- обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями в области физики и техники;

- иметь определенный минимум практических умений и навыков;

- обладать навыками в конструировании приборов, технических устройств и моделей;

- владеть основами методик организации и проведения различных внеклассных мероприятий.

Руководитель школьного физико-технического кружка, выбирая увлекательную тему и разрабатывая ее, должен так строить работу, чтобы учащиеся сталкивались с цепочкой трудностей и осуществляли творческую деятельность. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

Программы для кружков составляются преимущественно в двух вариантах на 35 и 70 часов в год. Занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 45 минут (для старшеклассников целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Число членов каждого кружка не должно быть больше 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.

На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть – докладам, выступлениям, отчетам кружковцев. В промежутках между занятиями можно проводить индивидуальные консультации.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту, его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Опыт вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность показывает, что эффективность ее зависит от выполнения ряда основных педагогических требований, и в первую очередь от посильности предлагаемых учащимся творческих задач и заданий, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса.

Требования результативности особенно важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность.

Для распространения влияния кружковой работы на большее число учащихся можно сделать посещение занятий кружка открытым для всех учащихся. Кружок (особенно кружок старшеклассников) может стать центром всей внеклассной работы по физике в школе. Участники широко привлекаются к организации и проведению олимпиадных вечеров и технических выставок.

Массовые формы внеклассной работы по предмету: технические конференции, организации вставок, конкурсы и олимпиады, вечера по физике.

Технические конференции. Цель – популяризация новейших достижений производства, передовых методов, ознакомление с новыми образцами, вопросами организации производства.

Подготовка к конференции включает в себя выполнение следующей работы:

1. составление программы, определение тем, последовательности основных докладов и выступлений;

2. подбор выступающих по каждой теме, подбор материалов, литературы, наглядных пособий, прикрепление к учащимся консультантов-учителей;

3. подготовка всех учащихся к конференции (проведение бесед, экскурсий, знакомство с литературой);

4. оформление альбомов, стендов и тематических выставок, подготовка плакатов, чертежей, киносюжетов;

5. организация выставки литературы по теме, оформление помещения.

На конференции проводится обсуждение вопросов, принимаются конкретные рекомендации для последующего использования в учебной и воспитательной работе.

Организация выставок. Одна из самых распространенных форм пропаганды технического творчества по предмету – это выставка. Она является отражением творческой деятельности учащихся, показывает развитие учащихся в ходе творческой деятельности.

Выставки могут быть самые разнообразные.

Подготовка выставки – важное и трудоемкое дело, главное внимание при этом уделяется подбору и оформлению экспонатов. Должно быть раскрыто содержание работы, ее результаты и отражены перспективы работы. Экспонаты должны быть размещены в определенной системе: по классам и кружкам или по видам работы. Устанавливать их надо так, чтобы была видна сущность каждого. К сложным приборам можно поместить пояснения – схему или чертеж, описание. Каждый экспонат должен быть снабжен табличкой с техническими характеристиками и фамилией изготовителя (автора). Выставочный зал должен быть оформлен красиво и со вкусом.

На выставке должен быть экскурсовод, хорошо владеющий информацией об экспонатах, чтобы при необходимости дать исчерпывающие разъяснения.

Перед закрытием выставки жюри подводит итог.

Конкурсы и олимпиады. Данные виды внеклассной работы обычно проводятся в несколько туров: школьный, районный (городской), областной, республиканский. На школьном туре олимпиады участвуют все желающие, далее – победители. По охвату учащихся олимпиады и конкурсы являются наиболее массовыми формами внеклассной работы.

Вечер по физике. По итога работы кружка может быть проведен вечер по предмету. Это достаточно трудоемкое, но эффективное массовое мероприятие, на подготовку которого нужно в среднем 6-7 недель. В его организации участвуют многие учащиеся из разных классов и прежде всего активисты физических кружков. В процессе подготовки решается широкий круг учебных и воспитательных задач. Проведение вечера является итогом большой творческой работы, который проводится публично и оценивается всеми присутствующими. Это позволяет воспитывать чувство долга, ответственности, товарищества. И еще одно важное правило проведение вечера: его приглашенные должны быть не зрителями, а активными участниками.

 

Пример внеклассной работы: диспут по принципу дебатов

Диспут требует тщательной предварительной подготовки, должен проводиться по жестким правилам, поэтому здесь отсутствует элемент непредсказуемости и живость непосредственного восприятия. Проводился диспут по принципу дебатов. Целью таких дебатов, помимо сбора информации, является подготовка будущего учителя к рациональному использованию своих интеллектуальных способностей и умений для свободного и корректного высказывания своего мнения по конкретным вопросам, не навязывать своего мнения другим, а аргументировано убеждать и таким образом способствовать развитию мыслительных потенциалов. Они направлены на формирование критического типа мышления и базируются на использовании логических операций: индукции, дедукции, аргументации, умозаключении по аналогии, доказательстве и опровержении.

В обществе рыночных отношений посредством таких дебатов создаются рынки идей, где идеи выдвигаются и конкурируют друг с другом. Участники дебатов оттачивают интеллектуальные и коммуникативные умения, генерируя идеи и облекая их в адекватную языковую форму. В результате таких обсуждений лучшие идеи отстаиваются и выдвигаются на первый план, худшие остаются в тени.

Студентам-слушателям дебатов отводится не менее важная роль, они должны воспринимать не только идеи, но и методику цивилизованного спора, обсуждения. В процессе дебатов студентам прививается культура вести диалог, спор. Даже если люди не согласны друг с другом по частным вопросам, это не должно приводить к конфликтам, человеческие отношения остаются нормальными, люди учатся уважать чужое мнение.

Участники дебатов, готовясь к ним, тщательно и всесторонне изучают тему, собирают много научного и фактического материала, подкрепляют его, если возможно, примерами из собственного жизненного опыта. Это позволяет не только хорошо изучить предмет спора, получить знания, но и обрести уверенность в себе для дальнейшей деятельности и жизни в демократическом обществе.

Методика проведения диспута в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в том, что за две недели до этого события студентам сообщалась информация о способе проведения такого мероприятия и выбиралась конкретная тема для обсуждения. В группе обсуждаются и выбираются кандидатуры 6 участников диспута, которые делятся по 3 человека. Остальные студенты представляют собой «жюри», которое будет критически оценивать ход дискуссии и качество аргументации и делать выводы (это не должна быть пассивная часть группы).

Студенты готовятся к диспуту самостоятельно, предварительно определив цели высказывания, т.е. какую точку зрения будет отстаивать та и другая команды. Остальные участники диспута должны быть хорошо знакомы с темой, подготовить и продумать возможный ход аргументирования, чтобы лучше выполнять роль критиков. Преподаватель в дискуссии не участвует, он следит за регламентом и порядком в аудитории.

Этапы диспута:

1 этап. Представление начальной информации, исходных данных и гипотез с обеих сторон поочередно. После высказывания каждой стороны, она подвергается перекрестному допросу стороной соперника.

2 этап. Развитие аргументации с обеих сторон поочередно с последующими вопросами.

3 этап. Заключительное слово каждой стороны с критической оценкой аргументов противника и своими выводами.

4 этап. Оценочные суждения «жюри». Обсуждение может быть двух видов: либо каждый член «жюри» имеет право высказать свое мнение, либо после конфиденциального обсуждения «жюри», слово для выступления предоставляется кому-то одному.

Преподаватель в заключении комментирует данный вид работы, отмечает сильные и слабые стороны подготовки и проведения полемики.

Представим краткое содержание вопросов диспута «Что мы понимаем под дистанционным образованием?».В работе по подготовке диспута кроме материалов, взятых из сети ИНТЕРНЕТ, было использовано учебное пособие для вузов «ИНТЕРНЕТ в гуманитарном образовании» под редакцией Е.С.Полат.

Основные положения, рассматриваемые на диспуте.

Дистанционное обучение (ДО) делает лишь первые шаги в нашей стране. Но уже существуют курсы для учителей, школьников, студентов и преподавателей вузов. ДО как современная, значительно усовершенствованная форма заочного образования отличается от традиционного очного образования двумя основными моментами:

· в системе дистанционного образования интерпретатором знаний является в основном обучаемый, а в очном – преподаватель;

· социально-психологическая среда дистанционного образованиясущественно меньше, чем в традиционном очном образовании, регламентирует и дисциплинирует действия обучаемого.

Используемые в ДО дидактика и методическое обеспечение учебного процесса должны способствовать более эффективному усвоению учебного материала, когда стираются междисциплинарные барьеры, активизируется и развивается системное мышление. Высокий интерес к обучению оказывается более действенным, чем любые другие мотивации. ДО на базе компьютерных телекоммуникаций все более уверенно заявляет о себе.

Если говорить о педагогическом аспекте проблемы, а именно она и представляется нам наиболее значимой при организации новой формы обучения, акцент делается на слове «обучение». Обучение – это, прежде всего, процесс общения. Обучение в дидактике понимается как взаимодействие учителя и учащихся. Это двуединый процесс. Значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM.

В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Даже в компьютерных программах, мультимедийных программах CD-ROM, интерактивных по самой своей сути, эта интерактивность заключена в самом средстве, в его технологии, но не в процессе обучения. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.

За последние годы ДО становится все более популярным. Это заметно по количеству сайтов, на которых представлены многочисленные курсы. Отечественные образовательные серверы в качестве курсов ДО чаще выдают либо конспекты лекций, либо цикл лекций по отдельным дисциплинам. К ДО такие материалы не имеют отношение. ДО предусматривает взаимодействие учителя и учащегося.

При ДО очень важно обеспечение эффективного управления этим обучением, т.е. необходима надежная обратная связь. Важно также, чтобы учащиеся, обучающиеся дистанционно, могли общаться как с учителем, так и между собой. Отсюда вытекает необходимость использования таких педагогических технологий, которые бы предоставляли возможность создавать виртуальные классы и виртуальные вузы со всеми возможными способами общения участников учебного процесса (это тема нашей внепрограммной дискуссии).

Большой интерес вызвала проблема, связанная с технологиями, которые можно и нужно использовать при ДО, их эффективность и целесообразность. Обсуждалось содержание обучения в сотрудничестве, метод проектов, разно-уровневое обучение с учетом обученности учащихся.

В заключение диспута совместно с преподавателем был сделан вывод о различных целях создания и развития ДО в настоящее время. Обучение дистанционно дает возможность решить такие проблемы, как подготовка по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения; углубленное изучение программных тем ликвидация задолженностей по предметам, как в школе, так и в вузе. Важным моментом является решение социальных проблем, создается возможность получить образование детям с отклонениями в физическом развитии. С помощью ДО может быть осуществлена профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, а также повышение квалификации учителей и преподавателей вызов.

Особое внимание было уделено участниками диспута рассказу о лаборатории дистанционного обучения Института общего среднего образования. В этой лаборатории разработаны различные курсы дистанционного обучения по иностранному языку и истории для школьников, курсы повышения квалификации для учителей. Обучение проводится под руководством авторов разработанных курсов. Вот некоторые примеры, «Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования» (авторы: д.п.н., проф. Е.С.Полат, к.п.н., с.н.с. М.Ю.Бухаркина и к.п.н., с.н.с. М.В.Моисеева); «Новые педагогические технологии» (автор д.п.н., проф. Е.С.Полат); «Координатор дистанционного обучения» (автор к.п.н., с.н.с. М.В.Моисеева).

И последний момент, который вызвал наибольший интерес – это возможность получения дополнительного образования за границей с помощью ДО (во многих университетах США существуют колледжи дистанционного обучения, например, в университете Миннесоты существует возможность получения академической степени).

 

Литература:

1. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Программы: Физико-технические кружки. Физические производственно-технические кружки. М., 1987.

3. Программы: Технические кружки по электронике, автоматике, информатике, вычислительной и микропроцессорной технике, кибернетике. М., 1987.

4. Браверман Э.Э., Данюшенков В.С. Внеурочная работа по физике: кружки, игры, эстафеты. М., 1994.

 

 

ЛЕКЦИЯ 14

ПРОВЕРКА ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ