Их жизненного цикла
Создание информационных систем с учетом стандартов
В связи со сложностью и трудоемкостью процесс разработки информационных систем осуществляется специальными фирмами, которые впоследствии сопровождают созданную систему, периодически внося в нее корректировки. Это возможно лишь в том случае, если созданная информационная система будет соответствовать определенным стандартам, предъявляемым к открытым системам. Разработчики информационных систем, как правило, стремятся к выполнению общепринятых соглашений по содержанию выполняемых ими функций. Традиционный цикл проектирования стоит из
- анализа объекта и системы управления;
- проектирования информационной системы:
- внедрения информационной системы;
- тестирования и реализации.
-
В соответствии со стандартом ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» [6] создание информационных систем должно базироваться на понятии «жизненный цикл» программной системы. Под жизненным циклом понимается период времени ее существования, начиная с выработки первоначальной концепции и кончая ее моральным устареванием и ликвидацией.
Жизненный цикл программной системы, в соответствии со стандартом ИСО/МЭК ТО 15504 [ ], состоит из следующих процессов (см. рис. 3.6):
- основных;
- вспомогательных;
- организационных.
Стрелки на рис. . указывают на то, что организационные и вспомогательные процессы предназначены для обслуживания основных в период подготовки, внедрения и эксплуатации программной системы. Например, в процессе эксплуатации постоянно осуществляются процессы административного управления (разработка планов выполнения работ, организация мониторинга хода выполнения работ и т.д.) и вспомогательные процессы (управление конфигурацией, верификация, и т д.). Рассмотрим кратко содержание некоторых процессов жизненного цикла программной системы, представленных в табл. ___.
Среди основных процессов фигурируют две стороны: заказчик и поставщик (разработчик). Заказчик, прежде всего, должен определиться с требованиями к будущей информационной сисе. Эти требования содержат стратегию ее приобретения (например, тендерное предложение), пользовательские требования к системе, обоснование заключения договора с поставщиком, согласование процесса приемки готовой системы.
Среди инженерных процессов главную роль играют:
- процесс проектирования программных средств, в результате осуществления которого получают их архитектуру, интерфейсы и их описание;
- процесс конструирования для создания программных единиц, определенных ранее процессом проектирования.
Группа вспомогательных процессов предназначена для обслуживания других процессов. К ним относятся:
- документирование (описание документов, получаемых на выходе каждого процесса);
- верификация (контроль над работой программного продукта и выявление дефектов);
- проверка соответствия, предназначена для подтверждения того, что требования к результатам работы программного продукта выполняются.
Группа организационных процессов включает управленческие (административные) и организационные процессы. Административное управление – это прежде всего планирование работы информационной системы и обеспечение того, чтобы она давала услуги, соответствующие требованиям.
Организационные процессы направлены на периодическую аттестацию основных процессов и определение уровня их соответствия установленным требованиям. Результаты служат основанием для совершенствования информационной системы.
Жизненный цикл информационной системы согласно стандарту
ИСО/МЭК ТО 15504
Таблица ___
Основные процессы жизненного цикла | |
Процессы приобретения | обоснование необходимости в приобретении |
выявление требований | |
выбор поставщика | |
поставка и приемка | |
Инженерные процессы | проектирование программных средств |
конструирование программных средств (производство программных продуктов) | |
эксплуатация | |
тестирование | |
сопровождение | |
Вспомогательные процессы | |
Документирование | Идентификация документов, которые должны получиться на выходе всех процессов |
Спецификация которые должны получиться на выходе всех процессов | |
Верификация | Определение критериев верификации |
Организация верификации | |
Идентификация дефектов | |
Проверка соответствия | Определение критериев соответствия рабочих продуктов |
Организация контроля соответствия | |
Предоставление доказательств соответствия программных продуктов | |
Организационные процессы | |
Административное управление | Оценка ресурсов и работ |
Разработка планов по выполнению работ | |
Организация мониторинга хода выполнения работ | |
Организационные процессы | Определение текущей способности системы производить требуемые услуги |
Усовершенствование процессов | Организация улучшения деятельности путем аттестации |
Сбор данных вида «цена-качество», касающихся процессов усовершенствования |