Стандартизация – технологическая основа для разработки открытых информационных систем. Профили стандартов

 

Конкурентоспособность информационных систем, информационных технологий и отдельных программных продуктов, сложность создания и развития требуют их соответствия общепризнанным стандартам, ограничивающих фантазии и поле деятельности разработчиков. Стандартизация информационных технологий и систем повышает их прибыльность за счет снижения затрат на создание и особенно модификацию. Стандартизации подлежат:

- базовые функции операционных систем;

- функции управления базами данных и распределенная обработка;

- функции пользовательского интерфейса;

- функции взаимосвязи открытых систем;

- структура данных и документов;

- безопасность информационных систем и др.

Создаются информационные системы в соответствии со стандартами, которые разрабатываются многочисленными организациями. Кроме того, существуют ассоциации и консорциумы, разрабатывающие рекомендации, полезные в деле автоматизации управленческих процессов.

Стандарты в области информационных технологий можно классифицировать следующим образом:

1. По уровню утверждающей организации.

2. По предмету стандартизации: функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла (ЖЦ) информационных систем.

Согласно первому признаку классификации стандарты располагаются следующим образом:

1. На верхнем уровне находятся международные стандарты (ISP), признанные соответствующими комитетами.

2. На среднем уровне находятся региональные стандарты, создаваемые для группы стран или континентов

3. На нижнем уровне находятся национальные стандарты, действующие в рамках отдельных государств.

В РФ функционирует Государственный институт по стандартизации и метрологии, который разработал профиль взаимодействия открытых систем в соответствии с ISO/IEK TR 10000-1 под названием «Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России. Рекомендации по освоению». Государственный профиль взаимодействия открытых систем определяет:

- государственную политику России в области информационных технологий, ее ориентацию на ИСО/МЭК;

- набор взаимосвязанных государственных стандартов России, предназначенный для регламентации прикладных задач (электронная почта, кодирование символов, базы данных и т.д.);

- очередность разработки стандартов, касающихся информационных технологий.

Кроме международных, региональных и национальных стандартов разрабатываются отраслевые (корпоративные) стандарты, стандарты промышленных консорциумов, которых к 2000 году в области информационных технологий насчитывалось около 150.

Все без исключения стандарты верхнего уровня предназначены для создания открытых информационных систем. Открытая информационная система – это система, которая способна взаимодействовать с другой системой посредством использования международных стандартов.

Стандарты открытых информационных систем необходимы для обеспечения взаимодействия информационных технологий за счет достижения следующих видов мобильности:

- мобильность данных, заключающаяся в способности систем к взаимодействию за счет использования согласованных форматов данных (стандарт ISO 7498);

- мобильность программ, заключающаяся в переносе прикладных программ при замене технических средств (ISO 9945);

- мобильность пользователя, заключающаяся в предоставлении дружественного интерфейса пользователю, не имеющему специальной подготовки;

- расширяемость - возможность добавления (наращивания) новых функций, которыми ранее информационная система не обладала, без ее модификации.

Под интерфейсом понимается совокупность правил, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие объектов (программ, оборудования, человека).

Все множество стандартов верхнего уровня можно разделить на две группы:

- стандарты, регламентирующие архитектуру информационной системы и взаимодействие прикладных программ внутри системы;

- стандарты, обеспечивающие взаимодействие одной информационной системы с иными (внешними) информационными системами.

На рис. 3.3 иллюстрируются две группы стандартов верхнего уровня.

Большинство стандартов состоит из следующих разделов: введение, область применения, примеры, нормативные ссылки, определения, спецификации. Спецификация – это описание функций, служб и форматов, обеспечивающих интерфейс между различными компонентами системы.