Объективность процесса информатизации, направления ее развития

Понятие об электронной подписи

Мы рассмотрели, как клиент может переслать организации свои конфиденциаль­ные данные (например, номер электронного счета). Точно так же он может общаться и с банком, отдавая ему распоряжения о перечислении своих средств на счета других лиц и организаций. Ему не надо ездить в банк и стоять в очереди — все можно сделать, не отходя от компьютера. Однако здесь возникает проблема: как банк узнает, что распоряжение поступило именно от данного лица, а не от злоумышленника, выдающего себя за него? Эта проблема решается с помощью так называемой элек­тронной подписи.

Принцип ее создания тот же, что и рассмотренный выше. Если нам надо создать себе электронную подпись, следует с помощью специальной программы (получен­ной от банка) создать те же два ключа: закрытый и публичный. Публичный ключ передается банку. Если теперь надо отправить поручение банку на операцию с рас­четным счетом, оно кодируется публичным ключом банка, а своя подпись под ним кодируется собственным закрытым ключом. Банк поступает наоборот. Он читает поручение с помощью своего закрытого ключа, а подпись — с помощью публичного ключа поручителя. Если подпись читаема, банк может быть уверен, что поручение ему отправили именно мы, и никто другой.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие угрозы безопасности информации вы знаете?

2. Какие типы вирусов вы знаете, и какую угрозу они несут?

3. Какие меры следует предпринять для обеспечения безопасности информации?

4. Какие антивирусные программы вы знаете?

5. В чем заключаются особенности обработки конфиденциальной информации, с т.з. обеспечения ее безопасности?

6. Что такое электронная подпись?

 

Информационное общество – это объективно возникающая в ходе исторического процесса стадия общественного развития, на которой устраняются ограничения в получении и производстве новых информационных ресурсов. В результате изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности, что, в конечном счете, ведет к ускоренному развитию социальных процессов. Процесс производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.

Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.

Объективность информатизации следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби (Эшби У.Р. Введение в кибернетику.- М.: Изд. Иностр. лит. 1959).

Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем следует обеспечить большее “разнообразие” (читай сложность или мощность) необходимых для этого средств, в сравнении с ²разнообразием² решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью более “простых” средств, которые не превосходят по сложности эти системы. Известно, что сложность

управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.

Применительно к любым системам управления, закон ²необходимого разнообразия² формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше (или равна) сложности (разнообразия) управляемого объекта.

Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.

В рамках этой особенности выделяют несколько тенденций в ее развитии, первая их которых состоит в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации, как средства обеспечения взаимосвязи граждан, создают условия для материального производства, а также деятельности компаний, учреждений, организаций и т.д. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с компьютерной (информационной) техникой, что породило феномен под названием "инфокоммуникационные технологии". В перспективе отдельные информационные телекоммуникативные инфраструктуры в результате всеобщей интеграции должны создать глобальную информационную инфраструктуру

В рамках данной тенденции в последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. Этот сектор будет доминировать в XXI веке. Продукцией сетевой экономики является собранная, переработанная и переданная пользователю информация, предлагаемая на рынке в качестве товара (документы, справочники, каталоги, реферативные журналы, статистические и аналитические расчеты и т.д.).

Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения. Новый взгляд состоит в отказе от закрытости и переходе к открытым программным и другим системам. Открытой системой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми стандартами. Применение идеологии открытых систем в настоящее время является основой глобального развития процессов информатизации. Открытая система должна обеспечить:

- расширяемость – обеспечение добавления новых функций или изменение уже имеющихся при неизменных основных частях системы;

- мобильность – обеспечение возможности переноса программ, данных и знаний при замене аппаратных платформ; обеспечение возможности смены одного компьютера на другой без затруднений.

- способность к взаимодействию с другими системами;

Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются в:

- ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, сдерживающего массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности;

- отсутствии развитой инфраструктуры информатизации;

- недостаточной компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические. Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:

- поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;

- адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

- интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий.

Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Методологической основой информатизации служит наука информатика, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования информационных связей между объектами реальной действительности в соответствии с представлениями о единстве информации в естественных и искусственных системах.

Информатика как наука подразделяется на фундаментальную и прикладную: фундаментальная призвана изучать общие закономерности информационных процессов без привязки к сферам применения, а прикладная создает основы для эффективной реализации информационных процессов с учетом особенностей сферы человеческой деятельности.

В нашей стране термин ²информатика² включает в себя две взаимозависимых составляющих: науку о методах моделирования информационных процессов (передачи, хранения, обработки и т.д. информации) и отрасль экономики, которая обеспечивает общество компьютерами и необходимыми для их функционирования атрибутами: средствами коммуникаций, стандартами и технологиями.

В поле зрения информатики как науки попадают с одной стороны вычислительные науки, изучающие принципы и методы организации вычислительных процессов, локальных и глобальных компьютерных сетей с одной стороны, а с другой - когнитивные науки, предназначенные для изучения мыслительных усилий человека с целью повышения интеллектуальных свойств компьютеров.

Информатика как отрасль экономики представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, предназначенных для информационного обслуживания пользователей, производства средств обработки информации и создания соответствующего программного обеспечения.

В зависимости от природы информационных связей, изучаемой информатикой, она делится по отраслям человеческой деятельности: научно-техническая, экономическая, медицинская, геологическая и т д. Отраслевое деление информатики является вполне естественным, т.к. возникающие в отраслях моделируемые информационные связи (отношения) имеют специфические отличия, что, безусловно, влияет на разрабатываемые методы и средства их обработки.

Особенно важным является внедрение информатики в экономику, так как появилась настоятельная потребность в использовании средств обработки информации во все усложняющейся хозяйственной, производственной, финансовой, инновационной и другой деятельности.

В соответствии с классификацией по отраслевому признаку выделяется понятие “экономическая информатика”. Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований.

Цель экономической информатики вытекает из цели экономики. Если полагать, что цель функционирования экономики заключается в постоянном стремлении общества в повышении её эффективности, то тогда цель экономической информатики заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.

Для достижения своих целей экономическую информатику интересуют, прежде всего, методы, позволяющие повысить эффективность управления в экономике

Предметом экономической информатики являютсязакономерности информационного моделирования и методы предоставления данных и знаний об экономической деятельности предприятий (организаций) хозяйствующему и другому субъекту, а также внедрение информационных технологий в практику управления.

Цель и предмет в свою очередь, определяют допустимое множество методов, применяемых в процессе изучения и моделирования экономических процессов. Все методы делятся на общенаучные и специфические. Общенаучные включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизацию, что позволяет выявлять закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.

Специфические методы ориентированы на определенный круг информационных явлений, отражающих экономические процессы. К наиболее популярным методам относятся:

- информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;

- математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование, нечеткая математика, системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.

 

2. Основные понятия экономической информатики

Базовыми понятиями экономической информатики являются:

- информационный процесс;

- данные;

- информация и экономическая информация;

- знания;

- задача и экономическая задача;