РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ 40-Х - НАЧАЛЕ 50-Х ГГ.

ё послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом. Был произведен разрыв с полити­ческой традицией, установившейся после октября 1917г., из­менился подход к формированию идеологии (в ней усилива­ются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т. п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: граждан­ские и воинские звания, народные комиссары были преобра­зованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная Армия в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) — в Коммунистичес­кую партию Советского Союза. Параллельно со старыми пар­тийными органами создавались новые структуры, подкон­трольные только Председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кад­ров ЦК партии.

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Ми­нистров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного


478 X.

Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов:

о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленнос­тью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверж­дены положения о местных (сельских и районных) Советах.

В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата. Происходило разукрупнение ми­нистерств и преобразование многих комитетов в министер­ства. Сложилась четырехзвенная структура органов управле­ния: главк-управление-отдел-сектор. В ходе реорганизации аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные зве­нья министерств, а также ряд трестов, контор. Было произве­дено значительное сокращение численности аппарата (как центрального, так и местного).

В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным Принципом управления, были созданы экономические административ­ные районы, управленческими органами в которых стали Со­веты народного хозяйства (совнархозы). Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться. В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается:

образуется Высший Совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).

В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая лик­видировала МТС и передавала сельхозтехнику в собствен­ность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупоч­ных цен в 1953—1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены. Вторая важная реформа осуществила оче­редное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхоз-