Правило 12. Консультации между занятиями

Правило 11. Выработка целей

Правило 10. Использование техник и приемов

При использовании некоторых психологических приемов также могут возникнуть определенные этические про­блемы. Прежде чем использовать любую методику, вы должны ясно понять ее теоретические основания и рационально обо­сновать необходимость ее применения. Можно применять в сво­ей работе только те приемы, которым вас специально учили, или делать это под руководством более опытного специалиста. Кроме того, необходимо соизмерять свои действия с воспри­имчивостью ребенка. Например, если вы хотите использовать методику, которая может вызвать сильные эмоции, вы должны точно знать, что делать с возможной сильной реакцией ребен­ка, как управлять реакцией других детей и как обратить эти пе­реживания на их пользу. В противном случае лучше повреме­нить с такими упражнениями до тех пор, пока вы не получите достаточную подготовку. Даже прекрасное владение методами работы со взрослыми со­всем не означает, что их можно применять в детских и подро­стковых группах. Например, одна из техник гештальт-терапии — «пустое кресло« — часто используется для того, чтобы помочь клиенту пережить расставание с любимым человеком. Однако вряд ли это будет уместно в работе с детьми — такое пережи­вание может иметь позитивные последствия для подростков старшего возраста, но малышам сама идея разговора с кем-то отсутствующим может быть просто непонятна. С другой сторо­ны, применение этой техники в работе с детьми среднего воз­раста может оказать на них слишком сильное эмоциональное воздействие.

Многие дети не умеют ставить перед собой цели — ни краткосрочные, ни долгосрочные. Ведущий должен помочь им научиться ставить реалистичные личные цели и работать в направлении их достижения.

Это правило касается и умения вырабатывать групповые цели. Если они смутны и неясны, работа на занятиях не будет эф­фективной.

Впрактике групповой работы могут возникать ситуа­ции, когда ребенок нуждается в дополнительных встре­чах с ведущим вне группы. Иногда такой запрос может исхо­дить и от самого ребенка. Вам необходимо заранее объяснить участникам, что вне группы могут обсуждаться только его лич­ные проблемы, требующие особой конфиденциальности, но не проблемы, которые могут быть рассмотрены во время группо­вой работы. Тогда дети не смогут использовать индивидуаль­ные встречи с вами для того, чтобы избежать работы над сво­ими проблемами на группе. Например, ребенок ведет себя на занятиях крайне агрессивно. Если, вопреки своим правилам, вы начнете работать с ним между занятиями, то тем самым лишите группу возможности проработать данную ситуацию, в то время как проработка ситуации внутри группы позволит интенсифицировать групповой процесс, даст возможность осталь­ным детям выразить свои чувства и мнения по поводу грубого поведения этого ребенка, а самому ребенку— получить необ­ходимую обратную связь по поводу собственного поведения.