Ш Правило 9. Двойные взаимоотношения

Правило 8. Непредвзятость

Правило 7. Система ценностей ведущего при работе в группе

Мы несем ответственность за формирование у детей оп­ределенной системы ценностей. Однако существуют самые раз­ные мнения насчет того, на какие системы ценностей необходи­мо ориентировать детей. Иногда мы силой пытаемся навязать то, что кажется нам правильным. Например, мы можем требовать от участников группы таких способов общения, которые неприем­лемы для детей, выросших в другой культуре. В частности, при­вычка смотреть в глаза собеседнику, которая представляется нам совершенно естественной, в некоторых азиатских и латиноаме­риканских культурах выглядит как проявление непочтительности. В процессе работы с детьми в группах вы должны с уважением относиться к проявлению культурных, национальных, религиоз­ных, мировоззренческих, половых и других различий между ними. Чуткость к принятым в семейном и культурном окружении ребен­ка ценностям, знание культурных различий и умение оптимально применять эти знания на практике составляют неотъемлемую часть групповой работы.

Непредвзятость означает умение ведущего осознавать свои симпатии к отдельным детям, но при этом работать так, чтобы это не мешало ему одинаково хорошо учитывать по­требности и нужды всех остальных. Совершенно естественно, что одни дети вызывают большую симпатию, чем другие. Одна­ко для ведущего группы абсолютно недопустимо демонстриро­вать свои предпочтения и выделять любимчиков. Необходимо также предоставлять равные возможности для самовыражения всем детям. Вы должны уметь управлять своим временем, что­бы не получилось так, что основное внимание уделяется общи­тельным и открытым детям, в то время как более замкнутые и стеснительные остаются в тени.

Двойные отношения возникают в тех случаях, когда помимо отношений «психолог - клиент» существуют и дру­гие отношения между ведущим и членами группы. Например, ведущий может одновременно являться учителем, знакомым или родственником ребенка из группы. Двойственность приводит к неравноправности отношений, уменьшает объективность и ме­шает такому ребенку работать наравне с другими.

Каждый ребенок нуждается в доверительных отношениях с веду­щим, но их вряд ли можно создать, если ребенок и руководитель связаны опытом других отношений. Даже взрослые редко спо­собны видеть только то, что происходит «здесь и теперь», абст­рагируясь от опыта предыдущего общения, тем более трудно ожидать такого поведения от ребенка.

Двойственные отношения могут существовать и между членами группы с теми же негативными последствиями для групповой работы. Например, взаимоотношения родных братьев или сес­тер являются скорее семейными, чем групповыми, и могут по­мешать в групповой работе. Стремитесь избегать подобных си­туаций.