Проективные упражнения

Назначение проективных упражнений в тренинге личностного роста с подростками — создать психологически защищенную ситуацию для личностного самораскрытия участников тренинга, разговора о личностных качествах и личностных проблемах. В тренинге множество ситуаций помогают начать разговор о личности того или иного, участника. Любая обратная связь от группы о том, как кто-то справился с тем или иным упражнением, чревата личностными оценками. Любое сравнение двух подростков, любой повтор выполнения упражнения, когда первый прогон его уже просмотрен и обсужден группой, подразумевают внимательность к личности. Проективные упражнения позволяют делать то же самое более тонко, замаскировано, ненавязчиво, неочевидно.

К этому типу упражнений относится множество, казалось бы, разноплановых психологических техник. На самом деле их структура достаточно однородна. Во-первых, задание всегда неопределенно по содержанию, во-вторых, хотя они касаются человека или отношений между людьми, это не всегда очевидно, в-третьих, задания оформляются так, что у исполнителя всегда есть побуждение к действию, но действие нередко выбирает он сам, в-четвертых, даже сам исполнитель в этих заданиях часто не определен, им добровольно становится тот, кто больше всех «включен» в ситуацию.

Основной смысл этих упражнений в том, что человек непроизвольно, в свободной или подсказанной форме, но всегда более или менее символично, делится представлениями и переживаниями о себе и своей жизни.

Отпечаток проективности несут в тренинге множество ситуаций. Но все же можно выделить отдельный тип упражнений, в которых проективность особенно отчетлива и специально конструируется тренером. Она может быть составной частью одного упражнения, но может быть и основным, главным содержанием другого. Приведем примеры наиболее часто используемых нами в тренинге проективных упражнений.

«Незаконченные предложения»

Эта методика широко известна в психодиагностике и психологическом консультировании. Мы успешно используем ее и в групповой работе в модифицированном виде.

Процедура. Доброволец сидит на «горячем» стуле в центре круга подростков, тренер — напротив него. Он предлагает добровольцу закрыть глаза (что, вообще говоря, не обязательно: закрытые глаза, несомненно, помогают частично снять социальный контроль, но ничего не меняют принципиально в этом упражнении) и следовать его инструкции: «Сейчас я произнесу незаконченное предложение. Ты должен повторить его и закончить, т.е. довести до точки. После этого я дам следующее незаконченное предложение. Ты поступишь так же: повторишь и доведешь до точки. Старайся по возможности ничего не менять в той части предложения, которую произношу я. Готов?».

Каждое следующее незаконченное предложение продолжает некоторый сюжет, который вводит в первом предложении тренер. Он использует не разрозненные и случайные незаконченные предложения из соответствующего теста, а «прессингует» сидящего на «горячем» стуле, подчеркивая и выделяя те эмоционально-смысловые моменты, которые проявляются в его окончаниях предложенных предложений. Важно то, что незаконченные предложения играют роль вопросов о переживаниях испытуемого в некоторой ситуации, которая возникает в особым образом организованном общении тренер и испытуемый.

Эта методика похожа на техники индивидуального консультирования, но на виду у всей группы. Группа обычно очень внимательно выслушивает диалог. Возможно тактичное обсуждение полученного материала, но в любом случае необходимо поддержать стремление членов группы к повторению этой техники с новыми испытуемыми. Для них предлагаются новые незаконченные предложения. Более того, когда эта техника становится понятной подросткам, тренер может даже передать право ее выполнения им самим. Необходимо угадать, кто из участников тренинга сможет в своих «вопросах» выйти на переживания испытуемого на «горячем» стуле.

Здесь возможны оба варианта. Тренер сначала находит того, кто его заменит, а этот доброволец сам будет выбирать кого-то из группы сесть на «горячий» стул. Тренер только подсказывает, что выбрать стоит того, «кто интересен тебе». Или же тренер сначала находит добровольца на «горячий» стул, а затем только подбирает того, кто с ним будет работать. Интересно, что возможна совместная работа тренера и его помощника из подростков по задаванию «вопросов» в форме незаконченных предложений. Бывает и так, что у тренера не идет содержательная работа в этой технике с кем-то из подростков. В этом случае можно экстренно передать право давать незаконченные предложения третьему лицу. Например, молодой человек неинтересно, вычурно, формально начинает работать в этой технике с тренером. Тренер подзывает к себе девушку, которая, по его наблюдениям, является значимым лицом для этого юноши, и просит продолжать задавать незаконченные предложения тому же добровольцу. Порой это восстанавливает содержательность и искренность работы добровольца.

Укажем наиболее часто используемые нами начальные незаконченные предложения:

1.В юношах мне больше всего не нравится...

2.В женщинах я больше всего ценю...

3.В детстве я однажды украл (украла)...

4.Моя мама для меня...

5.Про своего отца я бы...

6.Да, я богатый человек, но мне не хватает...

7.Когда за моей спиной о чем-то шепчутся, я...

8.Когда я вижу кровь...

Весь цикл незаконченных предложений не должен длиться более 2—3 минут. После него возможно, но не обязательно обсуждение, делающее это упражнение полным.

Эта методика предоставляет тренеру прекрасную возможность получить информацию о самом себе. В какой-то момент внутри этой техники он может занять «горячий» стул и предложить тому «кому он как человек интересен», поработать и с ним в технике незаконченных предложений. Такие желающие всегда найдутся. Более того, с тренером может работать в этой технике и вся группа, если уже усвоено, что такое «эмоциональный прессинг». К сожалению, чаще подростки просто как бы расспрашивают тренера о его ценностных идеалах, интересах, удачах и неудачах, но мало «прессингуют».