ВОПРОС 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 90-Х ГОДАХ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос 2. Основные направления внутренней политики России в 90-е годы.

Вопрос 1. Внешняя политика России и мировое сообщество в 90-х годах.

Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных депутатов РСФСР стало важнейшей вехой в становлении ее институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Тогда же на пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, пользовавшийся в тот период широкой поддержкой в России. Согласно Декларации, суверенитет провозглашался во имя обеспечения каждому человеку необходимого права на достойную жизнь, свободное развитие, пользование родным языком, а каждому народу — права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления исполнительной высшей власти и в соответствии с утвержденным IV Съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте РСФСР, Б.Н. Ельцин был избран на этот пост всенародным голосованием. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании.

 

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем, сложившиеся принципиально новые геополитические условия потребовали от российского руководства сформировать соответствующую концепцию внешнеполитического развития. Условно можно выделить два основных этапа формирования внешней политики России в современных условиях: 19921993 гг. были отмечены интенсивным поиском приоритетных направлений во внешней политике России в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток — Запад», лидерами которой являлись СССР и США;

19941999 гг. стали временем, когда главными задачами являлись гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интегрированности нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики. Прежде всего, это становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым ближним («новым») зарубежьем, а также развитие отношений с ведущими странами Запада, "в первую очередь с США.

Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек) в ближнем зарубежье, разделом «наследства» некогда единого союзного государства, в том числе огромного военного потенциала Советских Вооруженных Сил.

Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была установлена законодательством в размере 1 % от общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил. Одновременно происходил вывод военных группировок из Германии и других стран бывшего Варшавского блока, из республик Прибалтики. В комплексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось не только на территории РФ, но и в Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать находившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнением российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Военно-политические проблемы являлись наиболее значимыми при «цивилизованном разводе» (по выражению первого Президента Украины Л. Кравчука) бывших советских республик. На начальной стадии развития СНГ преодолеть мощную волну центробежных тенденций в руководстве новых независимых государств не удалось. Но, несмотря на все заявления о полной «независимости и суверенитете», государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации (после распада ОВС СНГ) стало заключение 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, а к концу 1993 г; к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия.

Выступая под эгидой стран Содружества, Вооруженные Силы россии в 1992-1993 гг. взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветской пространства (приднестровский, осетино-грузинский, грузино-абхазский и межтаджикский конфликты).

После того как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а его основные материальные и военные ресурсы были разделены, связи между странами-участниками Содружества стали приобретать все более отчетливый межгосударственный характер. Наступил некоторый прогресс в развитии структур СНГ. 22 января 1993 г. семь стран Содружества подписали в Минске Устав СНГ. Однако эффективность межгосударственных органов Содружества, и, прежде всего Совета глав государств и Совета глав правительств, принимаемых ими решений, оставалась весьма незначительной. Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю со странами Содружества, в первую очередь энергоресурсами, по мировым ценам. В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ существенно снизился.

Таким образом, за первые два года существования Содружества дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве значительно усилились. Лишь в 1994 г. между странами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Особую популярность приобрел тезис о «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции. В связи с этим главным направлением в сотрудничестве России со странами СНГ стало налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. на очередной встрече лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств-участников Содружества. 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. (В феврале 1999 г. в Таможенный союз вступил и Таджикистан, что сделало «четверку» «пятеркой».) В рамках этого Договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля 1996 г. в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета сообщества был утвержден Президент Белоруссии AT. Лукашенко. Дата подписания договора была объявлена Днем единения народов России и Белоруссии, что для большинства граждан обеих стран зримо, продемонстрировало возрождение славянского единства. А ровно через год российско-белорусское Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. После всенародного обсуждения 23 мая 1997 г. был одобрен Устав Союза.

На фоне сближения братских славянских республик российско-украинские отношения, прежде всего из-за проблемы раздела Черноморского флота и статуса Севастополя, продолжали оставаться крайне напряженными. Лишь после того, как Россия пошла навстречу Украине в урегулировании этих вопросов, в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота на территории Украины (в Крыму), а также об аренде Севастопольской военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997 г. состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Москвой и Киевом. После напряженных дебатов в рамках разобщенной российской политической элиты к марту 1999 г. данный Договор был ратифицирован российским парламентом. Вместе с тем российско-украинские отношения и поныне являются одной из сложных проблем российской внешней политики.

Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая деятельность России в сфере укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров «самопровозглашенной» Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий и разводе противоборствующих группировок в Приднестровье. 8 мая 1997 г. при гарантии президентов России и Украины лидеры Молдовы и Приднестровья П. Лучинский и И. Смирнов подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений. Также при посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абхазии Э. Шеварднадзе и В. Ардзинбы с целью урегулирования затянувшегося грузино-абхазского конфликта. В Москве состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане. По-прежнему велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ стран Содружества, особенно в связи с незатухающей гражданской войной в Афганистане.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые Москвой, эффективность межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ остается весьма невысокой. Хотя к концу 1998 г. было подписано свыше 800 принципиальных международно-правовых актов в рамках Содружества, абсолютное большинство из них носит либо рекомендательный, либо откровенно декларативный характер. В октябре 1997 г. на встрече в Кишиневе лидеры 11 стран СНГ приняли решение о необходимости подготовки предложений по реорганизации структуры Содружества, отказавшись от подписания очередных деклараций, а, на состоявшемся в мае 1998 г. в Москве новом саммите глав государств Содружества было принято решение о проведении специального форума, по реорганизации исполнительных структур СНГ. Фактически после августа 1998 г. политика РФ по отношению к странам ближайшего зарубежья сводится к «цивилизованному» отступлению, Об этом свидетельствует, например «регионализация» СНГ. Под внешне «единым зонтиком» Содружества и его структур, как бы «прикрывающим» нынешний пейзаж постсоветского пространства, отчетливо выделяется ряд разнообразных межгосударственных союзов. Это союз России и Белоруссии, постепенно приближающийся к федеративному образованию; затем Таможенный союз «пяти», где помимо двух славянских партнеров присутствуют еще три среднеазиатские республики, и собственно «пятерка» стран Центральноазиатского союза. Грузия, Азербайджан и Узбекистан в середине 1999 г. фактически вышли из состава участников Ташкентского Договора о коллективной безопасности. Ныне лидеры этих государств связывают обеспечение территориальной целостности и независимости своих стран уже не с Москвой, а с Вашингтоном и военными структурами НАТО. Иначе говоря, от того, насколько последовательно Россия будет проводить политику сохранения своих национальных интересов на постсоветском пространстве, будет зависеть и вся дальнейшая судьба СНГ. С другой стороны, и судьба России будет зависеть от того, какая модель налаживания экономического, политического и военного сотрудничества в развитии Содружества будет принята за основу.

Внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992—1993 гг. находилась в состоянии «переходного периода». Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, кризиса на Балканах.

В ходе визита Б.Н. Ельцина в США 1 февраля 1992 г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании «холодной войны» где было заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить ей финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле этих международных финансовых организаций.

Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора, об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились, на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны. В связи с этим договор СНВ-2 до настоящего времени не ратифицирован Федеральным Собранием РФ.

Значительное место в российской внешней политике в 1992—1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» —четырех островов Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии — Монголией, Вьетнамом, КНДР и другими странами. В то же время на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада, и, прежде всего, США, Франции, Германии, Великобритании. В июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть совещания «большой семерки» развитых стран мира, проходившего в Мюнхене. В последующем участие российского Президента в саммитах «клуба великих держав» стало регулярным. На состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран «большой семерки» было принято решение о преобразовании ее в «большую восьмерку» с участием России.

По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами дальнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от «перекосов», характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене.

Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с северными соседями —государствами Скандинавии. Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского урегулирования, а также в урегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа. Важным шагом в укреплении позиций нашей страны на международной арене стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейской безопасности вместо прежних структур периода «холодной войны», сделанные в связи с планами расширения НАТО на Восток. В. 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе «Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада Советской державы и Организации Варшавского Договора, Россия продолжала вывод своих войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину. Незадолго до этого, в июне 1994 г., Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе партнерства. Однако вскоре международная ситуация стала существенно меняться. В декабре 1994 г. на Будапештском совещании ОБСЕ (преобразованной из СБСЕ) большинство европейских держав, несмотря на возражения России, выразили готовность принять в состав НАТО бывшие страны «социалистического Содружества».

В результате 1995—1997 гг. прошли под знаком острой политической дискуссии российского руководства с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание договора «об особом партнерстве» нашей страны с НАТО. А в июле 1997 г. на сессии Совета Североатлантического договора было принято решение о присоединении Польши, Чехии и Венгрии к составу государств-членов НАТО в марте 1999 г. Таким образом, свой полувековой юбилей (в апреле 1999 г.) Североатлантический Союз встретил заметно усилившимся. В этих условиях Россия активизировала свою политику на международной арене с целью обеспечения собственной безопасности. Летом 1997 г. Президент РФ начал диалог об укреплении партнерства с Германией и Францией. (Россия была принята в состав Совета Европы еще в январе 1996 г.).Но данная инициатива пока не получила своего развития.