Государство и право в период государственно-партийного социализма 475

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СССР В ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

ё июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиу;^ Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановлен ( ние о создании высшего чрезвычайного органа — Государств венного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общест­венные органы, специальные комитеты и комиссии и через своих уполномоченных (в союзных и автономных республи­ках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили предста-


вители советских, партийных органов, руководящие работ­ники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. начинается эвакуация промышленных пред­приятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запа­сов, промышленных товаров и предприятий промышленнос­ти. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)сове-тах — отделы эвакуации, на железных дорогах — эвакуацион­ные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постанов­ление об организации партизанского движения на оккупиро­ванных противником территориях. Организаторами движе­ния на местах стали партийные органы, диверсионные воен­ные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправле­ниях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — особое Главное командование партизанского дви­жения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию «по ус­тановлению и расследованию злодеяний немецко-фашист-ских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР». Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали деятельность военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР об­разовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. наркомат мино­метного вооружения. Была проведена перестройка структу­ры и работы Наркомата путей сообщения. Наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. создается Комитет по учету и распределению


рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создается Главное Управление по снабжению углем, в 1943 г. — Главные управления по снабже­нию нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.

Военное строительство в годы войны проходило особен­но интенсивно. В первый день войны была объявлена моби­лизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет). С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комис­саров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заме­няется институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Орга­нами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управ­ления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включа­ла фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, бата­льоны, роты, взводы, отделения. В 1942 г. издается Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужа­щих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генера­литет, были введены новые знаки различия.

Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 г.) указом «О военных трибуналах в местнос-тях, объявленных на военном положении, и районах воен­ных действий». Трибуналы образовались при армиях, корпу­сах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорож­ная, военная водно-транспортная коллегия Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осущест­влял организационную работу, соответствующие специаль­ные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовыва­лись в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоян­ных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки


Государство и право в период государственно-партийного социализма 411

рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры три­буналов не подлежали кассационному обжалованию (пере­сматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе. Командующие армиями и округами, военные Советы могли приостанавливать исполнение смерт­ных приговоров, остальные приговоры исполнялись немед­ленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой под­судностью, рассматривая все наиболее опасные деяния, вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела — общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном по­ложении, к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел при­менялся без судебного разбирательства.