Разработка новых товаров.
Оценка концепции ЖТЦ. Виды ЖТЦ.
Существуют разные виды жизненных циклов.
Виды кривой ЖТЦ зависит от специфики товаров, особенностей спроса на них. Выявлено от 6 до 17 кривых (см файл 51):
- продолжительный бум
- кратковременное увеличение
- кривая с возобновлениями
- сезонность или мода
- гребешковая кривая
- провал
Факторы продолжительности ЖТЦ:
- Тип товара (у сырьевых товаров более длинный ЖТЦ)
- Конкретный рынок, на котором он продается (автомобиль на рынке РФ имеет более большой ЖТЦ, чем в США)
- Внешние факторы (экономические – ВВП, инфляция и стиль жизни потребителей)
- Средства маркетинга, которые позволяют как продлить так и сократить жизнь товара искусственно.
Продуктовый портфель – совокупность продуктов, выпускаемых компанией. Продуктовый портфель д.б. сбалансированным и включать продукты, находящиеся на различных этапах ЖТЦ. Это обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности, постоянное получение прибыли, снижение риска неполучения прибыли от реализации.
Новы товар м.б. новым для отрасли, п/п и потребителя.
Новый продукт рассматривается как продукция, услуга или идея, которые воспринимаются некоторыми потенциальными потребителями как новые.
Выделяют несколько уровней новизны товаров:
- Полностью новый продукт – удовлетворяет новую потребность, по новому удовлетворяет уже существующую потребность.
- Продукт с улучшенными характеристиками
- Новое применение продукта
- продукт с дополнительными функциями
- продукт с меньшими издержками
- продукт с новым дизайном
- с новой маркой или упаковкой
организация может получить новый продукт 2 способами:
- путем собственной разработки или заказ на разработку
- путем покупки патента, ноу-хау, лицензии
Разработка полностью нового продукта связана с высоким риском и появлением проблем.
70% новых товаров – продукты с улучшенными характеристиками.
Причины нововведений:
- Внешние: развитие НТП, изменения в предпочтениях потребителей, насыщение рынков сбыта, обострение конкуренции, необходимость сглаживания колебаний.
- Внутренние:
- необходимость обеспечить рост п/п, увеличение роста продаж, рынков, прибыли, усиление конкурентной позиции.
- Стремление к компенсации рисков
- Стремление создать образ п/п-новатора
Процесс разработки нового товара:
- Поиск и отбор идей новых продуктов. Может осуществляться на основе внутренних источников организации (отдел НИОКР, сбыта, маркетинга) и внешних источников организации.
Критерии отбора новых идей:
- рыночный потенциал и емкость рвнка
- конкурентная ситуация
- реализуемость идеи
- экономическая эффективность
На данном этапе задача маркетинга – оценить важность идеи и отобрать их сточки зрения позиций потребителя и возможностей п/п.
- Разработка концепции и ее проверка. Т.е. идея о новом продукте трансформируется в концепцию, которая описывает конкретные характеристики товара и набора выгод. Концепция испытывается на группе целевых потребителей для определения степени ее привлекательности (чаще всего используется фокус-группа).
- Разработка маркетинговой стратегии первого выхода нового товара на рынок. На этой стадии разрабатывается и описывается структура и характеристика целевого рынка, осуществляется позиционирование нового продукта. Затем даются оценки объемов продаж, спроса, цены, прибыли и кроме того осуществляется выбор каналов распределения.
- Анализ бизнеса. Оценка величины объемов продаж, издержек и прибыли на их соответствия целям организации. На этом этапе оценивается привлекательность данных товаров для бизнеса.
- Непосредственно разработка продукт. Трансформация концепции в реальный продукт. Который имеет законченный товарный вид.
- Пробный маркетинг. Проверка продукта и маркетинговой программы в малых рыночных условиях. Цель этапа: до начала полномасштабных продаж на рынке узнать реакцию на него потенциальных потребителей.
Методы пробного маркетинга (различны для различных товаров):
1. Стандартное тестирование рынка – продукт помещается в условия, подобные условиям реализации при полномасштабном выпуске продукта. Цель: использование полученных результатов для прогнозирования объема продаж в национальных масштабах и выявление проблем, связанных как с производством, так и с маркетингом данного продукта.
2. Контролируемое – создание специальных панелей магазинов, которые согласны за определенную плату испытать различные методы продажи продукта.
3. Имитационное – испытание продукта в условиях, эмитирующих реальные.
- Коммерческое производство. Полномасштабный выпуск и реализация продукции на выбранном рынке – первая стадия жизненного цикла товара. Самый рисковый, дорогой и необратимый этап. Необходимо выбрать правильное время выхода на рынок, последовательность и объем деятельности на разных рынках, наиболее эффективные методы распределения и продвижения продукта и разработки детального плана маркетинговой деятельности.