Лекции по истории медицины.
Нестеров Илья Александрович
Лекция №1 - Медицина первобытного общества и государство древнего востока.
Источники изучения первобытного общества:
-археология
- этнография
- письменность
Изучение отличий между человеком и животным:
- Антропометрический подход – прямохождение, доли мозга и т.д
- Философский подход – труд, совместная деятельность, врачевание, мыслительный процесс.
-Пострадавший человек находился под постоянной опекой своих сородичей
-Человек познавал целебные свойства веществ опытным путем
-Предается большое значение сверхъестественному, божественному, духовному началу.
-появляются люди-специалисты: целители, знахари, друиды и т.п.
-Развитие общины, труда, земледелия и как следствие, развития медицины.
Древнейшие операции: трепанация черепа, кесарево сечение, обрезание.
- происходит разделение труда, общество делится на классы, закладываются государства.
- знахари выделяются в отдельный класс, знания сакральны (священны, тайны) и передаются только от учителя ученику.
Египет.
Основано в долине реки Нил. Самоназвание – Кенет, Копты.
Источники знаний истории мед. Египта:
-записи на пирамидах
- тексты папирусных свитков
- раскопки
- памятники архитектуры
- мумии
Впервые описаны крупные органы человека, высокие знания химии и анатомии, бальзамирования.
Источники заболевания: антисанитария, нездоровая пища, паразиты.
Методы лечения: растения, лекарственные вещества, молоко.
К лекарствам прилагались заклинания. Папирус Эберса – косметология. Папирус Смита – посвящен строению человеческого тела и оперативному лечению. Большое внимание уделялось гигиене. Появление первых школ, в которых изучались: иерография, архитектура, математика, астрономия, медицина. В школах могли обучаться не только египтяне, но и представители других стран и народов.
Китай.
Основан 5 тысяч лет назад. 2 периода: «Царский» (дописьменный) с 18 века по 3 век до н.э. и период «Империи Кань» - 3 век до н.э. по 3 век н.э.
Источники: письменные, археология, память нематериальной культуры.
Хуанди Ней Цзин – «канон врачевания желтого предка», составлен в форме диалогов, состоит из 18 книг.
«Мир познаваем и находится в постоянном движении и изучении, человек – часть природы и обязан находится в гармонии с ней»
Основы традиционной медицины:
- здоровье человека – равновесие двух начал Инь-Ян; болезнь - дисбаланс
- диагностика, осмотр глаз, кожи, языка и слизистых, выслушивание звуков в теле, определение запахов, исследование пульса, давление на точки, уделение внимания настроению.
- пульс прослушивался в 10 точках
- скопление наиболее важных точек – мочки ушей и стопы ног
- иглоукалывание и прижигание – основные каноны.
- первые иглы были из камня, затем из бамбука, яшмы, серебра, золота и т.д.
Лекарственные средства: женьшень, чай, лимон, ртуть, сера.
Алхимией ( традиционной химией) занимались даосы (религия даосизма) для получения «эликсира бессмертия»
Предупреждение болезней: массаж, лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Индия.
3 тысячелетие до нашей эры.
Выделяют 3 периода:
1. Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)
2. Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)
3. Классический период( II в. до н. э. — VI век)
Большое внимание уделяли гигиене, жертвоприношения, в классический период Чарака Самхита – текст о лечении болезней более 600 лекарственных средств. Лечение детских, старческих, голодных болезней, рака. Сушрута- текст об оперативном лечении, более 300 операций.
Методы лечения Классического периода:
- комплексное лечение
- диеты
- хирургия ( ампутация, камнесечение, грыжесечение)
- первая анестезия (удар по голове)
- пластическая хирургия