Лекции по истории медицины.

Нестеров Илья Александрович

Лекция №1 - Медицина первобытного общества и государство древнего востока.

Источники изучения первобытного общества:

-археология

- этнография

- письменность

Изучение отличий между человеком и животным:

- Антропометрический подход – прямохождение, доли мозга и т.д

- Философский подход – труд, совместная деятельность, врачевание, мыслительный процесс.

-Пострадавший человек находился под постоянной опекой своих сородичей

-Человек познавал целебные свойства веществ опытным путем

-Предается большое значение сверхъестественному, божественному, духовному началу.

-появляются люди-специалисты: целители, знахари, друиды и т.п.

-Развитие общины, труда, земледелия и как следствие, развития медицины.

Древнейшие операции: трепанация черепа, кесарево сечение, обрезание.

- происходит разделение труда, общество делится на классы, закладываются государства.

- знахари выделяются в отдельный класс, знания сакральны (священны, тайны) и передаются только от учителя ученику.

Египет.

Основано в долине реки Нил. Самоназвание – Кенет, Копты.

Источники знаний истории мед. Египта:

-записи на пирамидах

- тексты папирусных свитков

- раскопки

- памятники архитектуры

- мумии

Впервые описаны крупные органы человека, высокие знания химии и анатомии, бальзамирования.

Источники заболевания: антисанитария, нездоровая пища, паразиты.

Методы лечения: растения, лекарственные вещества, молоко.

К лекарствам прилагались заклинания. Папирус Эберса – косметология. Папирус Смита – посвящен строению человеческого тела и оперативному лечению. Большое внимание уделялось гигиене. Появление первых школ, в которых изучались: иерография, архитектура, математика, астрономия, медицина. В школах могли обучаться не только египтяне, но и представители других стран и народов.

Китай.

Основан 5 тысяч лет назад. 2 периода: «Царский» (дописьменный) с 18 века по 3 век до н.э. и период «Империи Кань» - 3 век до н.э. по 3 век н.э.

Источники: письменные, археология, память нематериальной культуры.

Хуанди Ней Цзин – «канон врачевания желтого предка», составлен в форме диалогов, состоит из 18 книг.

«Мир познаваем и находится в постоянном движении и изучении, человек – часть природы и обязан находится в гармонии с ней»

Основы традиционной медицины:

- здоровье человека – равновесие двух начал Инь-Ян; болезнь - дисбаланс

- диагностика, осмотр глаз, кожи, языка и слизистых, выслушивание звуков в теле, определение запахов, исследование пульса, давление на точки, уделение внимания настроению.

- пульс прослушивался в 10 точках

- скопление наиболее важных точек – мочки ушей и стопы ног

- иглоукалывание и прижигание – основные каноны.

- первые иглы были из камня, затем из бамбука, яшмы, серебра, золота и т.д.

Лекарственные средства: женьшень, чай, лимон, ртуть, сера.

Алхимией ( традиционной химией) занимались даосы (религия даосизма) для получения «эликсира бессмертия»

Предупреждение болезней: массаж, лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика.

 

Индия.

3 тысячелетие до нашей эры.

Выделяют 3 периода:

1. Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)

2. Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)

3. Классический период( II в. до н. э. — VI век)

Большое внимание уделяли гигиене, жертвоприношения, в классический период Чарака Самхита – текст о лечении болезней более 600 лекарственных средств. Лечение детских, старческих, голодных болезней, рака. Сушрута- текст об оперативном лечении, более 300 операций.

Методы лечения Классического периода:

- комплексное лечение

- диеты

- хирургия ( ампутация, камнесечение, грыжесечение)

- первая анестезия (удар по голове)

- пластическая хирургия