Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и на современном этапе.

Школьные реформы конца XIX–начала XX в. не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических исканий.

Реформаторская педагогика, несомненно, способствовала обогащению теории и совершенствованию практики воспитания, образования и обучения. Так называемое экспериментальное, самое мощное в реформаторской педагогике течение стимулировало развитие дидактики, способствовало в известной мере движению вперед в вопросах изучения ребенка.

Идеи прагматизма оказали большое влияние на организацию школьного дела и дошкольного воспитания и стали составной частью движения за «новое воспитание». Поставив во главу угла деятельность ребенка и приобретаемый им личный опыт, прагматическая педагогика сумела теоретически и практически доказать архаичность традиционного обучения в школе. Вместе с тем недооценка прагматистами предметного преподавания, которое как бы там ни было должно лежать в основе всей системы обучения, привела в дальнейшем ко многим негативным последствиям – к снижению уровня знаний и сужению кругозора учащихся. Современная американская школа до сих пор в известной мере опирается на идеи Д. Дьюи и его последователей, поскольку они, а также идеи «нового воспитания» в целом помогают самоутверждению школьников, достижению ими личного преуспевания, что отвечает американскому менталитету.

Трудовой принцип, выдвинутый реформаторской педагогикой оказал сильнейшее влияние на развитие школы всех европейских стран, и в частности России. В 20-30-е годы прогрессивные «трудовые школы» начали свое дальнейшее теоретическое развитие и практическое применение в советской системе образования (педагогические идеи С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Н.К.Крупской). Трудовой принцип развивается и в современных условиях, актуален для сегодняшней практики образования и обучения с некоторыми уточнениями его понимания.

Конец XIX– начало XX в.– период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран, в том числе и в Беларуси как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, технология развивающего обучения, технология саморазвития (М. Монтессори – для нач. школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.

Отдельные практические поиски реформы школы конца прошлого и начала нынешнего столетия недостаточно критически переносятся в условия современности. Это касается и принципов отбора содержания образования, и организационных форм, и методов обучения. В общем же опыт прошлого, достаточно осмысленный, мог быть полезным и ныне в условиях реформирования образования.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите причины возникновения реформаторской педагогики в Западной Европе и США в конце 19 – начале 20 вв.

2. Почему возникла необходимость в «новом воспитании»?

3. Назовите основные теории и течения реформаторской педагогики.

4. Выделите положительные и отрицательные стороны в модели «трудовой школы» Г.Кершенштейнера.

5. В чем сущность и цель прагматической педагогики? Какие новации в школьной практике возникли на основе прагматической теории Д.Дьюи?

6. В чем сущность экспериментальной педагогики и педологии?

7. Назовите ведущие принципы теории «свободного воспитания», разработанные Э.Кей?

8. На каких основных положениях построена педагогическая система М.Монтессори?

9. В чем заключались новые подходы к обучению и воспитанию в педагогической системе С.Френе, в Вальдорфской школе Р.Штайнера?

10. Выделите характерные черты педагогики Я.Корчака.

 

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. – М., 1994, – 239 с.

2.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – С. 196–273.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – 430с

4.История педагогики: Учеб. пособие для университетов в 2-х ч. / Под ред.А.И.Пискунова, М., 1997.

5.Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192с.

6.Капранова В.А. История педагогики: Учеб. пособие / В.А.Капранова. – М.: Новое знание, 2003. - 160с.

7.Монтессори М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. – 125с.

8.Сороков Д.Г. Гуманистическая психология и Мария Монтессори: Курс лекций. – М., 1992. – 98с.

9.Сегянюк Г.В. Гісторыя педагогікі. – Мазыр, РВФ “Белы вецер”, 2000. – 432с.

10.Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 480 с.

11.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981. – 527с.

12.Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.