Информационные услуги.

«Вы спрашивали, мы отвечаем» включает ежедневные публично доступные ответы квалифицированных психологов на электронные письма посетителей, информацию по наиболее часто обсуждаемым темам. Для облегчения поиска письма и ответы на них классифицируются по проблемам.

«Архив форума» представляет темы, обсуждавшиеся на форумах, и краткие результаты дискуссий. В архиве форума хранятся данные за 30 дней дискуссии.

«Секция НЛП» позволяет ознакомиться с различными техниками и практическими упражнениями по улучшению навыков общения, владения собой.

«Тестирование» предоставляет возможность пройти тестирование на профориентацию, улучшить свои знания в области психологии, исследовать собственное «я», узнать общие критерии анализа различных психологических данных.

В «Ψ-инфо» можно найти статьи и книги психологов, результаты различных исследований, опросов, базу данных адресов психологических служб.

В рубрике «Кто мы такие» представлена информация о психологах, входящих в состав этой психологической службы (их профессиональная ориентация, область интересов, написанные ими книги и статьи). Здесь также приведены практические примеры работы сотрудников ВПС. Здесь же можно найти рубрику «Книга жалоб и предложений», в которой посетители пишут о том, что они хотели бы видеть на сайте, что изменить, о чем поговорить.

Далее мы представляем ту часть работы ВПС, которая направлена на решение учебных задач пользователей 6-12 лет и части пользователей 12-18 лет. В силу специфики решения учебной задачи в интернет-среде необходимо более подробно проанализировать понятие учебной задачи и возможные способы ее решения в интернет-среде.

Проблема учебной задачи достаточно досконально исследовалась в отечественной и зарубежной психологии. Согласно этим исследованиям основная учебная задача имеет место там, где способы действия являются прямым объектом усвоения, а анализ и обнаружение условий действия выступают как основная цель решения. Поэтому эффективность ВПС с точки зрения способности решения собственно учебной задачи зависит от того, насколько в ней будет заложена возможность освоения участниками обобщенных способов решения различных классов задач. Последнее опосредуется организацией совместной работы различных пользователей системы. Это означает, что процесс решения учебных задач обеспечивается путем проектирования особой, «виртуальной» коллективно-распределенной учебной среды, имеющей свои особенности и свои характеристики.

При этом следует отметить, что построение распределенной совместной работы с использованием компьютерных технологий само по себе не является новым. Как только появилась возможность «соединять» различных пользователей в компьютерном пространстве, были сделаны попытки выявить различные способы организации совместной работы с использованием компьютера. Множество компаний, специализирующихся на производстве информационных технологий для различных типов организаций, сосредоточились, особенно в последнее время, на выпуске такой продукции, которая ориентирована на согласование позиций различных функциональных подразделений внутри организации. Особую популярность получило направление «people centric collaboration», в рамках которого создается попытка предоставить максимальному числу пользователей доступ к информации и инструментарию по разнообразным функциональным процессам внутри организации. За счет предоставления доступа пользователей к разным функциональным и информационным системам появляется возможность интегрировать различные функциональные позиции внутри организации. Особенности построения совместной работы, в которой взаимодействие участников опосредовано информационной средой, обеспечивают дополнение функциональных позиций различных участников совместной работы. За счет дополнения функциональных позиций сами участники по-новому начинают понимать организационные возможности и ограничения и более эффективно выполнять свою работу, разрабатывать и реализовывать организационные стратегии.

Однако проектирование коллективно-распределенной учебной среды – это особая проблема. Согласно имеющимся данным, коллективно-распределенная учебная среда возникает тогда, когда совместная деятельность участников какого-либо процесса построена таким образом, что содержательные характеристики или свойства объекта соотносятся со способом организации совместной деятельности. В результате при разработке какого-либо объекта его характеристики и свойства определяются способами организации совместной деятельности всех участников. Таким образом для пользователей ВПС в возрастных категориях 6-12 и 12-18 лет необходимо обеспечить:

 распределение начальных действий и операций. Это означает, что содержание портала и услуги, оказываемые клиентам этой возрастной группы, должны быть сформулированы таким образом, чтобы разделение действия становилось необходимым условием решения задачи;

 взаимопонимание участников процессов. В интернет-среде это происходит с помощью специализированного распределения поставленных задач;

 коммуникацию, которая в интернет-среде обеспечивает реализацию процессов распределения, обменов и взаимопонимания между участниками. В компьютерной среде это достигается за счет использования специализированных телекоммуникационных технологий;

 планирование общих способов работы, осуществляемое через реализацию различных проектов, решение которых требует определенного временного интервала;

 рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений различных позиций и различных проблем, возникающих у соответствующей группы клиентов. Рефлексия обеспечивается выделением различных позиций пользователей службы, а также введением специализированных дискуссионных и других форм совместной работы.

Подводя итог различным вариантам создания ВПС, необходимо отметить, что эффективность ее работы в значительной мере будет зависеть от того, насколько функциональная структура, содержательное наполнение сайта, техническая поддержка смогут обеспечить различные формы организации совместной работы пользователей этой службы. В зависимости от этого потенциальные пользователи смогут решать различные задачи, обеспечивая эффективную работу ВПС с учетом общих возможностей и ограничений работы в интернет-среде.