Свойства информации.
Прагматическая мера информации.
Эта мера определяет полезность информации для достижения пользователем поставленной цели. В качестве единиц измерения здесь можно предложить единицы измерения емкость памяти, скорости передачи данных и т.д.
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства: репрезентативность, содержательность, полнота, достоверность, доступность, актуальность, своевременность, точность, устойчивость информации.
Репрезентативность информации Связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:
· Правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;
· Обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.
Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.
Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных. С увеличением содержательности информации растете семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных. Наряду с коэффициентом содержательности С, отражающим семантический можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объему данных.
Полнота информации (достаточность) означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения , так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.
Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпритации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.
Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.
Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.
Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.
4. Классификация информации:
I. По способу представления информации:
1. элементарная (процессы и явления неживой природы);
2. биологическая (процессы и явления животного и растительного мира);
3. социальная (создаваемая и используемая человеком).
II. Социальная информация:
1. массовая: вся та информация, что мы получаем через СМИ, книги, журналы и т.д.
2. специальная:
- экономическая;
- биологическая;
- медицинская и т.д.
3. личная.
III. По способу получения человеком:
1. визуальная;
2. аудиальная;
3. тактильная;
4. органолептическая (вкус, запах).
IV.Машинная информация:
1. текстовая;
2. числовая;
3. графическая;
4. звуковая.
IV. Представление информации в виде графических структур
1. одномерная информация: сообщение имеет вид последовательности символов, букв, цифр, специальных знаков.
2. многомерная: элементы располагаются на плоскости, в пространстве (схемы, чертежи, макеты). Учитывается множественность признаков используемых символов (цвет, размер, шрифт).