Свойства информации.

Прагматическая мера информации.

Эта мера определяет полезность информации для достижения пользователем поставленной цели. В качестве единиц измерения здесь можно предложить единицы измерения емкость памяти, скорости передачи данных и т.д.

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства: репрезентативность, содержательность, полнота, достоверность, доступность, актуальность, своевременность, точность, устойчивость информации.

Репрезентативность информации Связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

· Правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

· Обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных. С увеличением содержательности информации растете семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных. Наряду с коэффициентом содержательности С, отражающим семантический можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объему данных.

Полнота информации (достаточность) означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения , так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпритации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

 

4. Классификация информации:

I. По способу представления информации:

1. элементарная (процессы и явления неживой природы);

2. биологическая (процессы и явления животного и растительного мира);

3. социальная (создаваемая и используемая человеком).

II. Социальная информация:

1. массовая: вся та информация, что мы получаем через СМИ, книги, журналы и т.д.

2. специальная:

- экономическая;

- биологическая;

- медицинская и т.д.

3. личная.

III. По способу получения человеком:

1. визуальная;

2. аудиальная;

3. тактильная;

4. органолептическая (вкус, запах).

IV.Машинная информация:

1. текстовая;

2. числовая;

3. графическая;

4. звуковая.

IV. Представление информации в виде графических структур

1. одномерная информация: сообщение имеет вид последовательности символов, букв, цифр, специальных знаков.

2. многомерная: элементы располагаются на плоскости, в пространстве (схемы, чертежи, макеты). Учитывается множественность признаков используемых символов (цвет, размер, шрифт).