Ну где же прародина индоевропейцев?

Иванов, Гамкрелидзе (1984) «Индоевропейский язык и индоевропейцы», в 2т. Охуенная.

Основная методика – археологические раскопки и лингвопалеонтология. Они думают – Месопотамия.

Трубачев –посмотрел взглядом лингвиста на карту Евразии, на гидронимы посмотрел, потому что они наименее изменчивые. Сделал вывод, что это около устья Дуная.

 

Логико-грамматическое направление (конец 18 – первая половина 19 века)

Греч, Перевлесский, Давыдов, Буслаев.

Федор Иванович Буслаев (1818 - 1897)

Родился в Пензенской губернии. Учился в гимназии, его учил Белинский, который, кстати, был автором одной из первых философских грамматик. Поступил в МГУ, получал стипендию, общагу, обмундирование. Окончил. Получил направление в одну из гимназий.

Граф Строганов пригласил его быть домашним учителем, отправляется с ними в Италию.

«О преподавании отечественного языка», 1844 г. Шахматов: самая увлекательная книга о русском языке. Выступил против схоластики в преподавании языка. Приводит примеры из летописей, сказаний, фольклора. Надо прочитать Буслаева, профессор настоятельно рекомендует. «Наши грамматики не должны быть уголовным сводом законов, полицейским исчислением правил, за неисполнение которых виновный подвергается наказанию, учить родному языку надо с помощью развития духовных способностей человека». Буслаеву был свойственен романтический взгляд на развития языка: для древнейшего периода характерна «неувядаемая яркая изобразительность», а с течением времени происходит утеря поэтического впечатления и преобладание мысли над звуком. 1848 г. – магистерская диссертация «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову евангелию». Буслаев одним из первых анализирует лексико-семантические поля: религия, гражданское право, быт итд., выискивает первобытные формы языка. Здесь сухие окончания Буслаеву не нужны были. Полностью к логико-грамматическому направлению отнести трудно.

Есть одна работа логико-грамматическая – «Опыт исторической грамматики русского языка», 1858. Буслаев различает филологический и лингвистический подход к языку. Филологический ориентируется на образцовых писателей и нужен для познания памятников, а осмысление закономерностей развития языка, связь языка с мышлением – это лингвистический способ изучения языка. Считал, что новейшие языки прошли романтический период в своем развитии и все более подчиняются логическим законам, прежде всего в синтаксисе, но не только – в морфологии тоже. Объяснение: «Язык служит нам для взаимной передачи мыслей, т.е. представлений, понятий, суждений. Поэтому должно знать, что есть представление, понятие, суждение, как выражаются они в слове для взаимного сообщения мысли между говорящими. Сведения о первом предмете заимствуются из науки о мышлении или логики; сведения же о втором собственно принадлежат грамматике». Как и остальные сторонники логического взгляда на язык, Буслаев считал, что центром грамматической системы новых языков является предложение. Морфологию он считал частью синтаксиса, а слово – частью предложения. Он сформулировал логическое учение о предложении, т.е. именно с логической точки зрения характеризует простое, сложное предложение. «Предмет, о котором мы судим, называется подлежащим. То, что мы думаем или судим о предмете, именуется сказуемым, присоединение сказуемого к подлежащему именуется суждением. Суждение, выраженное словами, есть предложение».

Косяки: предложение может не содержать суждение, нельзя полностью классифицировать второстепенные члены предложения.

В конце 19 века это направление перерастает в структурно-смысловой синтаксис Богородицкого, Шахматова и Мещанинова, а затем это направление сливается с математической логикой. Его тенденции видны у структуралистов 20 века.

Преподавал. Буслаев собирал русский лицевой апокалипсис. Трудно понять, что это. Какая-то благодарность от императора. Мемуары написал.