Трифтонг
Звучание дифтонг,
I II III IV
День 2 Day 2
Урок 4 Lesson 4
Особенности чтения некоторых гласных фонем
Двоякое чтение некоторых букв
Теперь Вы уже знаете четыре типа чтения гласных. Удобнее всего их повторить по таблице: прочитайте вслух по горизонтали все примеры, выделяя звучание каждой гласной буквы.
____________________________________________________________
Буква алфавитное краткое - гл. + r гл. + r
звучание звучание долгое гл.+ r + гл.
___________________________________________________________
[eI] [{] [A:] [E@]
A [eI] take, table, stand, man, can car, park, ask, square, air,
play party, dance Mary
____________________________________________________________
____________________________________________________________
[i:] [e] [@:] [I@]
E[i:] me, be, see, pen, pencil her, learn, here, near
read certain [s@:tn]
____________________________________________________________
[aI] [I] [@:] [aI@]
I[aI] lie, tie, time sit, sister first [f@:st] fire, tired,
первый
bird [b@:d]
птица
____________________________________________________________
Y[waI] type, try, system ['sIstIm] flyer, tyre [taI@]
good-bye badly ['b{dlI] шина
[ou] [O] [O:] [O:]
O [ou] no, note, not, hot, for, sport, before [bI'fO:] до
boat, grow bottle forty door [dO:],
four [fO:]
____________________________________________________________
U[ju:] [ju:] [u:] [ц] [@:] [ju@] [u@]
use, June up, supper return [rI't@:n]
student true чистый rural
['ru@r@l]
pure [pju@]
А как же “ведут” себя эти и другие фонемы в других позициях? Внимательно прочитайте, понаблюдайте и обобщите материал. Многое Вам известно.
~ 1. Фонема [A:] звучит, когда буква “а” находится не только перед r, но и перед сочетаниями:
sk ask, task [tA:sk] задание, урок, урочная работа
ss pass [pA:s] проходить, переходить (в другие руки),
class [klA:s] класс, курс (обуч.)
ft graft [grA:ft] черенок, прививка (растения)
after ['A:ft@] после, по
nt plant [plA:nt] растение, саженец
ns translate [trA:ns'leIt] переводить (с одного языка на другой)
nce dance [dA:ns] танцевать
И еще: если перед stбуква “а” звучит [A:], то перед ste звучит [eI]:
fast [fA:st] скорый, быстрый taste [teIst] пробовать (на вкус)
2. Фонема [u:] звучит после r, lи шипящих:
true [tru:] точный, верный; flute [flu:t] флейта; juice [dZu:s] сок.
Заметьте: некоторые слова начинаются со звучания [j] + [u:];
university [«ju:nI'v@:sItI], usually ['ju:Zu@lI] обычно.
Фонема [u:] звучит и в словах: do, too, who, whom.
3. Перед ld буква “o” звучит [ou]; old [ould] старый; cold [kould] холодный; gold [gould] золото; only ['ounlI] только.
В сочетании ow буква “о” звучит [ou]: know [nou] знать; grow [grou] расти; slow [slou] медленный (заметьте: k перед n не звучит), или [au]: down [daun] вниз; how [hau] как.
4. Когда в слове две гласные буквы стоят рядом, то вторая гласная не звучит, она является лишь показателем долготы или алфавитного чтения первой: Tuesday ['tju:zdI] вторник.
5. Вы знаете, что сочетание еа, по общему правилу чтения, звучит [i:]: tea, lead (лидировать), easy, leave, sea, read [ri:d] (читать).
Однако, перед d это же сочетание еа, звучит [e]: head [hed] голова; read [red] читал; ready ['redI] готовый; bread [bred] хлеб; перед th без последующей гласной и перед буквосочетанием -sure звучит [e]: pleasure ['pleZ@] удовольствие, death [deT] смерть. Это – как исключение.
Буквосочетания ea и ear представляют наибольшую трудность, т.к. имеют варианты звучания: [i:], [e], [eI]: break [breIk] ломать(ся) разбивать(ся); -ear также имеет различное звучание: ['I@], [E@], [@:]: ear[I@] ухо; earth [@:T] земля, земной шар; bear[bE@] медведь; learn [l@:n] учить.
Такого типа звучания обычно относят к 3-му и 4-му типам чтения гласных, однако ярко выраженных признаков определения чтения еа и ear не существует. В отдельных словах еа вообще не произносятся: beautiful ['bju:tIf@l] или ['bju:t@ful] красивый, прекрасный.
NB!Вы не забываете заносить новые слова в словарь?
Отрадно, если Вы последовательны и трудолюбивы.
6. Сочетание оо [dцbl'ou]. Обычно перед n и l в конце слова звучит долго [u:]: soon [su:n] вскоре, fool [fu:l] дурак, глупец.
Перед k, t, d всегда краткий [u]: good [gud], foot [fut] нога; book [buk] книга. Но: food [fu:d] пища.
7. Буквосочетания oi, oy перед согласной и в конечной позиции всегда звучат [OI]:boil [bOIl] варить; oil [OIl] масло, нефть; boy [bOI] мальчик, юноша.
8. Сочетание ou двоякое: [au]:mouth [mauT] рот, уста; about [@'baut] о, об; u [ou]: shoulder ['Sould@] плечо.
В словах, заимствованных из французского языка, звучит [u:]: soup [su:p] суп; group [gru:p] группа. В отдельных словах звучит [ц]: country ['kцntrI] страна; young [jцО] молодой.
9. Вы заметили, что буква “w”['dцblju:] имеет двоякое чтение: участвует в изображении гласных звуков [ou], [au] - см. п.3, а также произносится как согласный [w] перед гласной: we, was, were.
10. Двоякое чтение и у буквы “u”(см.п.2). Передает звучание [w] ['dцblju:] после “q” перед гласной: quick [kwIk] быстрый. Перед r буква “w”не читается: write [raIt] писать.
11. Двоякое чтение буквы “r”[A:]: как согласный передает звук [r] перед гласной: rest [rest] отдыхать; bracket [ 2br{kIt] скобка и участвует в изображении гласного звука после гласной: far [fA:], port [pO:t].
12. Двоякое чтение буквы “y” [waI] как согласный [j] перед гласной: yes, you, yacht [jOt] яхта, а также как гласный: [aI] в конечном положении: my, by; под влиянием гласной: bye [baI], и [I]: под влиянием согласных: system ['sIstIm] система и в неударном слоге: happy ['h{pI] счастливый, удачный. В сочетании с а, е, о буква “у” участвует в изображении гласных звуков: play [pleI], they [DeI] - они (сочетание “еу” читается [eI] и встречается редко); boy [bOI], образуя дифтонг.
ЗАДАНИЯ Control TASKS
Test Yourself
I. Все ли Вам ясно из пройденного? Проверьте себя!
1. Извинитесь, если Вы не знаете, где находится какой-либо объект, о котором Вас спрашивают и ответьте, если предполагаете, что знаете:
образец: - Where is the Conkovo Market ['mA:kIt]?
варианты ответов: - It’s in Profsojuznaya Street.
- I think ... it is near the Conkovo metro station.
- I think ... I don’t know (do not).
- I don’t know.
~ Questions: Answers:
1. Where’s the nearest (ближайший) bank? ____________________________
2. Where’s the nearest post? ____________________________
3. Where’s he? (Where is) ____________________________
4. What’s he looking at? ____________________________
5. Where’s Peter now? ____________________________
6. Who’s (Who is) he with? ____________________________
7. Can you speak English? ____________________________
8. Do you like beer? ____________________________
9. Do you like big houses? ____________________________
10. Do you like small hotels? ____________________________
11. Do you prefer [prI'f@:](предпочитать) ____________________________
this hotel? ____________________________
12. Coffee or tea? Which [wItS](который, ____________________________
какой, что) do you prefer? ____________________________
~ 2. Переведите предложения, обращая внимание на повелительную форму обращения:
1. Go and wake lazy Tim. ______________________________
2. Wake up, lazy Tim. Time to get up. ______________________________
3. Stay and wait a little. ______________________________
4. Sit and rest. ______________________________
5. Lie down (ложись) and sleep. ______________________________
6. Stand up and read. ______________________________
7. Stand up and repeat. ______________________________
8. Sit still and read. ______________________________
9. Sit up, lazy Tim. ______________________________
10. Please, repeat. ______________________________
11. Go and meet Ann. ______________________________
12. Run and stop Kate. ______________________________
13. Please, stay and play. ______________________________
14. Step aside (в сторону), please. ______________________________
15. Go by bus. ______________________________
II. Прочитайте предложения,сопоставляя чтение по транскрипции с литерированным (пп. A и В). Обратите внимание, как в речевом потоке (п.А) сливаются слова и как они различаются в графическом изображении (п.В). И еще: в глагольных сочетаниях to be + глагол (+ ing) отражается действие, происходящее сейчас, в данный момент, в момент речи.
~ А В Перевод
1. [aIm\ri:dIО] I am (I’m) reading. __________________
2. [aIm $nOt\raItIО] I am (I’m) not writing. ________________
3. [${m aI }ri:dIО?\jes aI \{m] Am I reading? Yes, I am. _____________
4. [${m aI }rAItIО?\nou, aIm\nOt] Am I writing? No, I am not. ____________
5. [wI@ 2drIОkIО\ti:] We are (we’re) drinking tea. ___________
6. [wi: $A:nt 2drINkIО\bI@] We are not (aren’t) drinking beer. _______
7. [ $A: wi: drIОkIО}ti:] Are we drinking tea? _________________
8. [\jes, wЦ\A:] Yes, we are. _______________________
9. [ $A: wi: 2drIОkIО}bI@] Are we drinking beer? ________________
10. [\nou, wi:\A: nt] No, we are not. (aren’t) _______________
11. [hi:z 2sItIО On @\tSE@] He is (He’s) sitting on a chair. __________
12. [hi: $Iznt 2sItIО On D@ \flO:] He is not (isn’t) sitting on the floor. _______
13. [Iz hi: drIОkIО}bI@]? Is he drinking beer? ___________________
14. [\jes, hi: \Iz] Yes, he is. __________________________
15. [ $Iz hi: drIОkIО} waIn]? Is he drinking wine? ___________________
16. [\nou, hi: \Iznt] No, he is not (isn’t). ___________________
17. [ $wots Si:\lukIО @t] What is (What’s) she looking at? _________
18. [Si:z lukIО @t D@\ h{ts] She is (She’s) looking at the hats. _________
III. Вы помните предложения глагольной конструкции? Это такие предложения, где сказуемое выражено глаголом,например:
I work (Я работаю) – I do not (don’t) work. (Я не работаю).
I study (Я учусь). – I do not study (Я не учусь).
1. A в какой форме употребляется вспомогательный глагол (to) do(делать) в этих предложениях:
~
1) I drink coffee but I don’t drink tea.
2) She drinks tea but she doesn’t drink coffee.
3) I/we like my/our job but they don’t dotheir job very well.
4) I buy a newspaper every day but sometimes I don’tread it.
Далее дополните предложения:
5) Peter likes his car but he _______ wash it very often.
6) They like films but they _______ go to the cinema very often.
7) Mark is a vegetarian. He _______ eat meat.
8) Sandra speaks English but she _______ speak Italian.
2. Вопросительная форма глагольных предложений образуется с помощью того же вспомогательного глагола (to) do, который выносится на первое место перед подлежащим. Поставьте следующие предложения в вопросительную форму:
Вопросительные предложения
1) Oбразец: He plays piano. - Does he play piano?
2) The Earth (Земля) goes round the Sun. __________________________
3) They live in a very big house. __________________________
4) My job is very interesting. __________________________
5) I usually watch television in the evening. __________________________
6) I go to the University by bus. __________________________
7) He has a bath very day. __________________________
3. Ответы на предложения такой конструкции даются в краткой форме: Да или нет, но эти краткие ответы по сути – предложения , где присутствует подлежащее и глагол do, как заместитель сказуемого. Дайте утвердительные и отрицательные ответы на предложения в упр. 2 (выше):
Oбразец: 1. Yes, he does. – No, he doesn’t.
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
5. __________________________
6. __________________________
7. __________________________