Лекция 5. Информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных технологий

Лекция 4. Комплекс маркетинга

Комплекс маркетинга – это совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности компании, манипулируя которыми она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков. Наиболее обоснованной и чаще применяемой на практике является концепция комплекса маркетинга, которая называется "4P". Данная концепция включает 4 составляющих:

1. Продукт (товар)

2. Цена

3. Система распределения

4. Продвижение

Продукт – это все то, что предлагается на рынке, с целью привлечения внимания, ознакомления, потребления или иного использования и что может удовлетворять нужды и потребности потребителей. Как только продукту назначена цена и он поступил на рынок, он становится товаром. В качестве товаров могут выступать различные материальные объекты, предметы, а также нематериальные – информация, идеи и т.д. Специфическим товаром является услуга. Под услугой будем понимать деятельность, способ удовлетворения потребностей предлагаемых на рынке.

Цена – определенная денежная сумма, запрашиваемая за продукт, то есть товар или услугу или данную категорию определяют как сумму тех ценностей которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать данный продукт.

Система распределения – это всевозможная деятельность по приближению товара и права собственности на него конечному потребителю. Пути, по которым происходит движение между производителем и потребителем называются каналами распределения. Одни каналы довольно просты, расстояние от производителя до потребителя в них невелико, другие имеют сложную структуру, состоящую из множества людей и организаций.

Продвижение – это всевозможная деятельность по распространению сведений о достоинствах товара до потребителя и стимулированию желания его купить. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых (реклама) и косвенных (интерьер банка) средств с целью обеспечения продаж.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в хранилищах данных информационных систем: библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других видах хранилищ данных. Информационные ресурсы в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.Классификация мировых информационных ресурсов1. Государственные (национальные) информационные ресурсы - информационные ресурсы, полученные и оплаченные из федерального бюджета. Содержание государственных информационных ресурсов (примеры): деятельность государственных органов власти, правовая информация, биржевая и финансовая информация, коммерческая информация.2. Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях. Содержание информационных ресурсов предприятия (примеры): информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность.3. Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.Информационные системы и технологии1. Информационные системы – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.Информационные технологии - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.Тенденции развития информационных технологий1. Возрастание роли информационного продукта. Потребности в обработке все возрастающих объемов информации, различных формах восприятия информации, в актуальности и точности информации послужило развитию этой тенденции.2. Стандартизация в сфере информационных технологий. Эта тенденция раскрывает способность к взаимодействию между элементами информационных технологий различных производителей.3. Глобализация информационных технологий. Предпосылки глобализации: различный уровень знаний в области информационных технологий; соотношение стоимости разработки отдельных элементов информационных технологий и эффективности их применения; правительственная поддержка; стандартизация; достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.4. Ликвидация промежуточных звеньев. Эта тенденция способствует непосредственному взаимодействию источника и потребителя информации.5. Интеграция информационных технологий в бизнес-процессы. Это обеспечение бизнеса с помощью сторонних компаний и предприятий.

Электронный маркетинг - это маркетинговая деятельность субъектов на электронном рынке. Практическая реализация электронного маркетинга, обеспечивающего создание потребительской ценности товара, т.е. предоставление качественных товаров и услуг в соответствии с потребностями покупателя, осуществляется на базе корпоративной интегрированной информационной системы, имеющей доступ к мировым ресурсам сети Интернет.

 

Раздел 2. Управление маркетингом