Лекция 5

Античная архитектура (продолжение)

 

 

 

Афины. Храм Ники Аптерос

 

Храм Ники Аптерос небольшой по размерам, кристально ясный по форме, был построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н.э. Выстроенный в ио­ническом ордере, он несет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. В ордер храма внесены некоторые черты дорики. Внут­реннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты рос­писями. Расположенный ниже других построек Акрополя, он первый встречал про­цессию. Храм был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

 

 

Афины. Акрополь. Пропилеи

Пропилеи -это монументальный вход в Акрополь. Построены пропилеи в 437 - 432 гг. до н.э. архитектором Мнесиклом. Имеют пять проемов. Средний из них - бо­лее широкий, так как предназначен для проезда. Фасады (западный и восточный) представляют собой величественные шестиколонные дорические портики. В компо­зиции пропилей применен также ионический ордер - им оформлены обе стороны проезда - пандуса. Беломраморные пропилеи имеют несимметричные крылья в виде невысоких дорических портиков. Однако, несмотря на асимметрию, зодчий добился общей гармонии и композиционного равновесия.

 

 

 

 

 

Афины. Эрехтейон

 

Эрехтейон - последняя по времени постройка акрополя (421 - 406 гг. до н.э.) - расположен рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 х 23,5 м по стилобату), но более сложную структуру. Имея два основных в разных уровнях расположенных входа - с восточной и северной стороны - целла объединяла два храма, посвященных Афине (восточная часть) и Посейдону (западная часть). Композиция Эрехтейона противопоставлена Парфенону своими размерами и масштабом, асимметрией и усложненностью, применением более легких и изящных форм ордера, повышением значения стены и четко дифференцированной разработ­кой портиков, каждый из которых имеет индивидуальный характер. Он олицетворял новое направление в архитектуре.

 

 

Эфес. Храм Артемиды

 

 

Храм Артемиды в Эфесе - архаический храм был сложен в 356 г.: согласно преданию, он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинстическую эпоху был возведен новый храм. Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кнос- са, его сын Метаген и Феодор из Самоса. Размер храма по стилобату составлял 109,2 х 55,1 м. Число колонн по фасадам 8 х 20. Высота колонн в точности не из­вестна. Диаметр колебался от 1,05 - 1,3 до 1,6 м. Стволы колонн имели от 40 до 44 канелюр плоского профиля с острыми ребрами.

 

 

Бассы. Храм Аполлона Эпикурия

Храм Аполлона Эпикурия в Бассах, недалеко от Фигалии (Аркадия) - одно из самых замечательных сооружений последней трети V в. до н.э. Расположенный в пустынной и дикой местности, высоко в горах (1130 м над уровнем моря), он был по­строен в благодарность за избавление от чумы 430 г. до н.э. Иктином, зодчим про­славленного Афинского Парфенона. За исключением немногих деталей храм выпол­нен из прекрасного голубовато-серого мраморовидного известняка и представляет собой довольно сильно вытянутый дорический периметр (6 х 15 колонн) размером 14,63 х 38,29 м по стилобату. По внешнему облику храм (за исключением длины) мало чем отличается от установившегося типа дорического периптера середины V в. до н.э., но отсутствие курватур, энтазиса у стволов колонн, их строгая вертикаль­ность (в том числе угловых колонн), а также антов пронаоса и опистодома, характер­ная обработка швов кладки подчеркивали элементы регулярности. Эта строгая, почти суховатая архитектура воплощала образ, полный внутренней собранности и энерге­тической силы.

 

 

Галикарнасс. Мавзолей

Гробница Мавсола была воздвигнута в VI в. до н.э. царицей Артемисией в сто­лице небольшого Карийского государства - Галикарнассе. В архитектуре галикар­насского Мавзолея сочетаются все три ордера: нижний этаж поддерживается пятна­ дцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа - коринфские, внешние - ионические. Мавзолей - трехъярусное сооружение. Первый ярус - непо­средственно заупокойный храм площадью 500 м . Второй ярус - хранилище жертво­приношений, а третий - пирамидальная кровля со статуей четырехконной колесни­цы. Высота гробницы достигает 40 - 50 м. Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, скульптурное убранство поручено было Скопасу. Мавзолей просуществовал в тече­ние 19-ти веков. В XV в. он был уничтожен родосскими рыцарями.

 

Афины. Памятник Лисикрата

 

 

 

 

Памятник Лисикрата в Афинах был построен в 335 - 334 гг. до н.э. Он принад­лежит к типу построек, которые сооружались для постановки на них треножника, присужденного в качестве награды победителю на атлетических или музыкальных состязаниях. На обработанном гладкими рустами квадратном подножье возвышается круглое сооружение, убранное коринфским ордером и увенчанное плоским мрамор­ным куполом, сделанным из одного куска камня. Кольцевая колоннада состоит из шести коринфских колонн, заделанных на половину (почти) своего диаметра.

 

 

Афины. «Башня ветров»

«Башня ветров» - небольшое, но монументальное здание, которое входило в комплекс агоры в Афинах, предназначенное для водяных часов. «Башня ветров» бы­ла построена в позднеэллинестический период, в середине I в. до н.э., уже во времена римского владычества в Греции. Здание представляло собой восьмигранную башню на ступенчатом основании, высота ее 12,1 м, внутренний диаметр 6,81 м. Снаружи на верхних частях ее граней были устроены солнечные часы (громон). Стороны башни были ориентированы по сторонам света, и каждая из граней завершалась в верхней части фризом с символическим изображением летящего ветра. Центрическая компо­зиция башни, увенчанная конической кровлей, с богатым скульптурным фризом, диагонально поставленными портиками входов отличается исключительным богат­ством и разнообразием форм.

 

 

Алтарь Зевса в Пергаме создан около 180 г. до н.э., который был сооружен при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами. На широком, почти квад­ратном стилобате возвышался высокий цоколь. С одной из сторон цоколь был проре­зан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя тянулся грандиозный фриз. Длина фриза - около 130 м, вы­сота - 230 м.

 

 


 


Ним. Гардский мост

Гардский мост - архитектурный и инженерный шедевр, изумлявший путешест­венников на протяжении столетий. Огромный трехъярусный мост представляет со­бой инженерное сооружение, несущее канал водопровода, снабжавшего водой город Ним на юге Франции, недалеко от Марселя. Мост пересекает реку Гордод, приток Роны. Высота его над уровнем воды 48,75 м. Длина моста 275 м. Два нижних яруса имеют типовые аркады по вертикали равных пролетов 19,5 м. Уменьшаясь к берегам до 15,6 м над потоком реки они образуют наибольший пролет арки 24,4 м. Верхний ярус высотой 7,45 м с пролетом арок 4,5 м продолжает береговую аркаду, близкую по форме и размерам верхней аркаде моста.