Искусство Бельгии.

Искусство Восточной Европы.

Искусство XIX в. Германии, Бельгии.

Искусство Германии. В первой половине XIXв. в архитектуре наблюдается развитие ретроспективизма (Драматический театр в Берлине, архитектор Фридрих Шинкель – любимый архитектор Гитлера). Архитектор Шинкель (1781-1841) начинал свою деятельность как художник-пейзажист романтического плана. После 1815 г. работает как архитектор классического направления (здание новой караульни, Старый музей). Позднее отказывается от классических тенденций и стилизаций под готику. Здание Строительной Академии -–постройка нового плана.

Следуя принципам классицизма, в Мюнхине работает архитектор Кленце (1784-1884). Он занимается реконструкцией Мюнхена. Во второй половине XIX в. В архитектуре Германии преобладает эклектизм.

В живописи Германии достаточно развито романтическое течение. Отто Рунге пишет картины «Мы втроем», «Автопортрет», «Четыре времени суток». Нашел официальное признание художник-романтик Корнелиус. Каспар Фридрих (1774-1840) – самый известный романтик. Он создает картины природы южной Германии и морского побережья. Маленькая фигура человека в его полотнах придает чувство грусти («Двое созерцающие луну», «Возрасты»). Ему свойственно стремление передать бесконечное одиночество. В Картине «Гибель «Надежды во льдах» нагромождения ледяных глыб – памятник, воздвигнутый самой природой. Карл Раттман работает в стиле классического пейзажа.

Во второй половине XIX в. в живописи распространяется реализм с романтическими настроениями, получивший название «искуссво Бидермейера». Оно утверждало мир обывателя с узким кругом недалеких мыслей. Так работали художники Людвиг Рихтер, Мориц Швинд, Карл Шпецвер. В середине XIX в. художник Пилоти работает в историческом жанре.

Широко известен Адольф Менцель. Он создает графическое произведение – тетрадь литографических рисунков к произведениям Гете. Другие его известные работы: «Железная дорога Берлин-Потсдам», «Будничный день в Париже», «Железопрокатный завод».

Ансель Фейербах и Ариольд Бёклин обращаются к воспоминаниям об античности, отражая мистико-символические тенденции. Либерман участвует в организации Сецессиона.

 

В середине XIX в. Брюссель становится центром современного искусства. В 1868 г. в Брюсселе основано Свободное общество изящных искусств (Шарль де Гру, Константен Менье и Ропс). Для формирования вкуса у публики много сделали Октав Маус (1856-1919) и Эдмон Пикар (1836-1924). Они были известными юристами, находились в центре общественной жизни страны, в свободное время – писали, занимались музыкой и живописью. В 1881 г. Маус, Пикар и другие основали еженедельный журнал «Современное искусство».

Творчество Менье (1831-1905) подытожило развитие бельгийского реалистического искусства XIX в. Мастер работает как скульптор («Грузчик») и как живописец («Возвращение из шахты»). В картинах 1870-х гг. выражена сила трудового народа. Колорит строг и сдержан. С 1880-х гг. появляются статуи и барельефы. Позы полны пластической красоты и силы. Менье создает не столько портрет, сколько обобщенный тип.

В архитектуре вплоть до конца XIX в не создано ничего значительного. Начало века соотносится с классицизмом, середина – с эклектикой. В 1893 г. Виктор Орта сооружает Дом на улице де Турин, который стоял в окружении рядовой застройки Брюсселя. Гостиная в доме располагалась на пол-этажа выше остальных помещений. Световые шахты служили новым источником освещения. Это один из первых примеров модерна. Эркер – стандартная деталь каждого дома в Брюсселе, сохранен, но Орта обращает его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Новаторство Орта в том, что элементы, которые, начиная с 50-х гг. встречались в зданиях контор, торговых помещениях и в промышленных сооружениях он использует в жилых домах. Здесь присутствует попытка решения «свободного плана» (термин введен позднее Ле Корбюзье). Орта (1861-1947) сделал замечательную карьеру. В 1913 г. он стал президентом Академии в Брюсселе, построил много значительных сооружений. Поль Анкар работает в этом же направлении. В 1898 г. Хендрик Петрус Белгаре (1856-1934) построил в Амстердаме здание Фондовой биржи, кирпичное и не оштукатуренное ни снаружи, ни внутри. Белгаре добивался искренности и простоты в архитектуре, он познакомил Европу с творчеством Франка Ллойда Райта.