Повести А. Кима.

Лекция 15. Экзистенциальные темы и мотивы в прозе второй половины ХХ века.

Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» и

Проблема романа — человек и тоталитарное общество, состояние и противостояние человека системе. Проблема решается как трагедия, так как бытие сильнее человека. Социальная действительность в романе показывается абсурдно, право и закон не имееет силы, миром правят прихоти людей-властителей. Для насаждения мифов и идей в социуме существует интеллектуальный террор (газеты, книги), который служит для подчинения сознания людей и отдельного человека. В романе есть размышления о том, что главный минус марксистко-ленинской идеологии в том, что она провозгласила изменчивость идеалов, всё становится взаимозаменяемым, Христос становится Кутейкиным. Для подкрепления авторитета необходимо насилие. На насилие со стороны государства автор показывает три реакции простых людей:

1. Люди системы. Они реализуют идеалы в своей деятельности. Это жертвы собственного фанатизма и слепой веры, они используют силу власти ради собственного самосохранения.

2. Люди массового, обывательского сознания. Они испытывают страх перед непонятным миром, перед властью, страх за себя, за родных и близких. Поэтому они достаточно легко подчиняются обстоятельствам, так как власть гарантирует им право на материальные, практические ценности: работу, жилье, деньги. Это люди, сами выбирающие себе вождей и насилие.

3. Люди личностностного сознания, которые в любых ситуациях думают ос охранении своей души, самосовершенствуются и духовно растут.

 

В романе два пространственных локуса: город и тюрьма. В городе царствуют ложь и трусость, а тюрьма представляет собой пространство свободы. Для тюремной жизни характерны три заповеди: не верь, не бойся, не проси. Тюрьма предстает как место инициации для главного героя Георгия Зыбина. Автора Зыбин интересует как обыкновенный обыватель со своими недостатками и достоинствами, который в силу обстоятельств попадает в ад-тюрьму. Это способствует его духовному прозрению, он начинает размышлять, анализировать, становится как бы идеологом обстоятельств. Знание о жизни, полученное в тюрьме, заключается в следующем:

· Зыбин понимает, что у насилия есть своя цель — это духовное порабощение человека.

· Зыбин понимает, что нужно сохранить себя. Для этого он использует все уровни сознания и подсознания ( разум, знания, сны, галлюцинации, бред).

· Зыбин начинает понимать правду о современности, находит приложение своим знаниям как историка и становится историком по мышлению. Он приводит в пример своему следователю Тамаре Долидзе аналогии с римской империей и приходит к мысли, что падет и эта империя.

· Зыбин обретает веру в сохранение памяти, истины, достоинства, сопротивление оказывается не бессмысленно. Обретя духовную свободу, герой обретает чувство экзистенциальной ответственности за себя, за людей и свои поступки.

Два других сознания предстают как антитеза Зыбину. Священник Андрей Кутарга и Владимир Корнилов. Автор показывает этапы пути Корнилова к духовной несвободе, к предательству, он был однажды подавлен и обманут государством, он почувствовал, что государство сильно своей силой и мощью, коварством. Огромную роль сыграл страх за себя, сработал инстинкт маленького человека: что я могу против такой махины, буду продавать, чтобы сохранить себя, больше ничему не верю.

Евангельская тема предательства возникает в сознании Кутарги. Его восхищает путь Христа, но он ставит вопрос о пути человечества по пути Иуды. Кутарга оправдывает Иуду, говорит о нем как о маленьком человеке, который испугался, не смог противостоять злу власти. Теория тайного предателя: вместо Иуды был другой, тайный предатель, который остался неизвестным, остался близким Христу. Миром правит безличное зло, распостраняемое по всему миру. С одной стороны, этой теорией Кутарга оправдывает себя, с другой, предупреждает корнилова о последствих предательства для души, для самоопределения себя. По мнению Кутарги, всегда будут находится жертвы, которые будут доносить, поэтому историческая истина не будет найдена, отсюда неверие в ценности христианства, отсюда мысль о добре, которое становится оружием в руках зла (карающий меч — крестовые походы). Однако отказ от общечеловеческих ценностей обессмысливает существование человека. Постоянно существует и возрождается три модели существования в истории:

1. Насильственное утверждение истин (Пилат), следователи

2. Человек, сохраняющий себя и жертвующий собой (Христос)

3. Всегда найдется предатель (Иуда).

 

Повести А. Кима. Проза Кима вовлекает в действие не динамикой сюжета, а «мыслительностью». Из мелких бытовых деталей, точно выписанных подробностей вырастают характеры героев, они поднимаются над окружающими их приметами быта и обращают к читателю вопросы бытия. Во имя чего копятся деньги и вещи, во имя чего люди добиваются постов, званий, наград? Во имя чего сам человек? Вся проза Кима непрерывный поиск ответа на подобные вопросы. Размышления автора часто выходят за пределы размышлений героев и сюжета и напрямую обращаются к читателю. Проза Кима философски публицистична. Экзистенциальные ситуации болезни и смерти — «Собиратели трав», остановки жизни, тоски — «Луковое поле» интересуют писателя, и он проверяет ими своих героев. Воображение и философия определяют прозу Кима, они вырастают из единства природы, её сущность становится спасительной. В повести «Собиратели трав» незнакомец без имени, смертельно больной человек, погружаясь в стихию природы, живя только природными дарами, обретает надежду на продолжение жизни, другой герой повести Эйти называет жизнь «удивительной сказкой». В повести «Луковое поле» почти все герои приезжают на сезонные сельскохозяйственные работы (Павел, Женя-тулячка, Женин сын, Нинка) и все чувствуют освобождение и как бы подзарядку на дальнейшее существование. Люди начинают по-новому чувствовать первичные ценности жизни. Идея бесконечной жизни побеждает идею расплаты за жизнь, добро неизменно приходит на смену злу, центральным героем в конце концов оказывается человеческая жизнь, его бессмертное «МЫ», и жизнь продолжается.

Наиболее полное слияние с природой, со стихией жизни раскрывается в повести «Луковое поле». Перед нами развернутый во времени, длящийся беспрерывно миг радостного прозрения человека, понимание им своего величия, своей всемирности, всечеловечности. В пантеистическом порыве объединяются все: люди, растения, животные. Сюжет максимально прост, помимо жизни Павла раскрывается жизнь Жени-тулячки, Любы-кореянки, её матери, бригадира. Но главным сюжетом становятся размышления людей о любви, о труде, о добре и зле, о смерти. Их жизнь подчинена законам условного времени и условного пространства, она как бы вне социального контекста, это делает человеческую жизнь вневременной, возможной для постижения счастья, открытой экзистенции бытия. Первая повесть — «Соловьиное эхо», история Отто Мейснера, любви философа и молодой девушки-кореянки, поиск вечных ответов на вечные вопросы.