Формирование запросов на выборку.

1. На основе таблицы Преподаватели создайте простой запрос на выборку, в котором должны отображаться фамилии, имена, отчества преподавателей и их должность.

2. Данные запроса отсортируйте по должностям. Сохраните запрос.

3. Создайте запрос на выборку с параметром, в котором должны отображаться фамилии, имена, отчества преподавателей и преподаваемые ими дисциплины, а в качестве параметра задайте фамилию преподавателя и выполните этот запрос для преподавателя Гришина.

1. Для создания простого запроса:

· в окне базы данных откройте вкладку Запросы;

· в открывшемся окне щелкните по кнопке <Создать>;

· из появившихся пунктов окна "Новый запрос" выберитеПростой запрос и щелкните по кнопке <ОК>;

· в появившемся окне в строке Таблицы/запросы выберите таблицу Преподаватели (если других таблиц или запросов не было создано, она будет одна в открывающемся списке);

· в окне "Доступные поля" переведите выделение на параметр Фамилия,

· щелкните по кнопке. Слово Фамилия перейдет в окно "Выбранные поля";

· аналогично в окно "Выбранные поля" переведите поля "Имя", "Отчество", "Должность" (порядок важен - в таком порядке данные и будут выводиться);

· щелкните по кнопке. <Далее>;

· в строке параметра Задайте имя запроса введите новое имя Должности преподавателей;

· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса.

2. Для сортировки данных:

· щелкните в любой строке поля "Должность";

· отсортируйте данные по убыванию. Для этого щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните командуЗаписи→, Сортировка→Сортировка по убыванию.

3. Для сохранения запроса:

· щелкните по кнопке или выполните командуФайл→ Сохранить;

· закройте окно запроса.

4. Для создания запроса на выборку с параметром:

· создайте запрос на выборку для следующих полей таблицы Преподаватели: "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Преподаваемая дисциплина". Запрос создавайте аналогично тому, как это делалось в п.1;

· задайте имя запросу Преподаваемые дисциплины;

· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса;

· перейдите в режиме конструктора, щелкнув по кнопке или выполнив командуВид→ Конструктор;

· в строке параметра Условия отбора для поля "Фамилия" введите фразу (скобки тоже вводить): [Введите фамилию преподавателя]

· выполните запрос, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив командуЗапрос→ Запуск;

· в появившемся окне введите фамилию Гришин и щелкните по кнопке <ОК>. На экране появится таблица с данными о преподавателе Гришине - его имя, отчество и преподаваемая им дисциплина; сохраните запрос; закройте окно запроса.

Задание 2

На основе таблицы Преподаватели создайте отчет с группированием данных по должностям.

Для создания отчета:

· откройте вкладку Отчеты и щелкните по кнопке <Создать>;

· в открывшемся окне выберите пункт Мастер отчетов;

· выберите из появившегося списка таблицу Преподаватели; щелкните по кнопке<OK>, В появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме, щелкните по кнопке <Далее>;

· в появившемся окне присутствует перечень полей. Переведите выделение на поле "Должность"; щелкните по кнопке <Далее>;

· параметры появившегося окна оставим без изменений, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;

· в появившемся окне выберите стиль оформления отчета; щелкните по кнопке<Далее>;

· в появившемся окне введите название отчета Преподаватели; щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится сформированный отчет;

· просмотрите, а затем закройте отчет.

Основная литература: 6 осн. [1-638], 7 осн. [2] [1- 432].

Контрольные вопросы:

1. Какие данные называются структурированными?

2. Дайте определение и опишите назначение базы данных.

3. Назовите и поясните взаимосвязь структурных элементов базы данных.

4. Дайте понятие ключа. Какие виды ключей вы знаете?

5. Данные каких типов могут храниться в полях базы данных?

6. Каковы основные функциональные возможности СУБД?

 

 

Лабораторная работа №7. Компьютерные сети. Интернет технологии.

План занятия:

  • Глобальные и локальные сети.
  • Организация Интернет;
  • Внутритекстовый и URL- поиск.

Основные понятия и возможности Интернета.

Глобальная сеть Интернет представляет собой объединение более 40 тысяч различных локальных сетей. Каждая локальная сеть называется узлом или сайтом, а юридическое лицо, обеспечивающие работу сайта,- провайдером. Сайт обычно состоит из нескольких компьютеров- серверов, каждый из которых предназначен для хранения информации определенного типа. Среди прочего предоставляется и возможность искать по ключевым словам не только внутри документа, но и в пределах его сетевого адреса - URL, т.е. среди имен серверов, каталогов и конечных информационных файлов. Кроме того, в поле URL, где используется латинский алфавит, нередко привносится лексика из языков, графика которых не совпадает с латинской. Это явление вполне характерно и для российского сектора

Внутритекстовый и URL- поиск.

Как известно, местоположение в Сети конечного документа (файла), однозначно задается его адресной схемой - URL. Если документ размещен не в корневом каталоге сервера, то в URL между именами узла и самого файла появляются еще и названия соответствующих каталогов. Так, для гипотетической Web-страницы rasskazy.html, находящей в подкаталоге Tolstoy каталога proza на сервере www.literature.ru,

URL выглядел бы следующим образом:

URL: http://www.literature.ru/proza/Tolstoy/rasskazy.html

Если поисковая система зарегистрировала указанный выше документ и поддерживает полноценный поиск по элементам адреса, то выйти на данную страницу можно по любому из встретившихся слов, т. е. literature, proza, Tolstoy, rasskazy и даже по их фрагментам.

В зависимости от конкретной ИПС поиск в пределах URL может задаваться различными способами - либо с помощью специальных меню и окон поискового шаблона, как, например, на Рамблере и Northern Light (см. рис. 1 ), либо в режиме командной строки, как на AltaVista (напр., url:literature), Yahoo (u:literature) или Яндексе (url="www.literature*"). Некоторые поисковые машины, в частности HotBot и Рамблер, поддерживают оба альтернативных варианта.

Рис.1. Элементы расширенной формы шаблона поисковых запросов на ИПС Northern Light (www.northernlight.com), поддерживающей поиск по URL (нижнее окно).

 

Рис.2. Элементы расширенного шаблона Рамблера (www.rambler.ru) со специальным окном для ввода терминов из URL (внизу), которые комбинируются в запросах с терминами из текстового поля.

 

Большинство систем допускает комбинирование URL- запроса с ключевыми словами, входящими в текст документа (рис. 2). В расширенном поиске AltaVista это может быть выполнено в виде: url:tolstoy AND "Охота пуще неволи" (вторым элементом запроса стоит фраза, являющаяся названием рассказа).

Задание 1.

1. Организовать расширенный поиск ресурсов на основе самого стабильного элемента URL - доменного имени сервера. Работа с информацией о ценных бумагах.

2. Организовать расширенный поиск ресурсов используя внутри текстовый поиск по ключевым словам. Работа с экономическими обзорами и финансовыми новостями.

3. Работа с информацией об электронных платежных системах.

· Введите адрес http://www/rbcnet.ru. Произойдет загрузка Web- страницы Центра электронной коммерции.

· Осуществите переход по вкладке Платежные системы.

· Познакомьтесь с информацией трех фирм. Сохраните информацию в своей папке.

4. Оформите отчет о проделанной работе. Оформите его в текстовом редакторе в виде отчета.

 

Основная литература: 2 осн., [1-638], 5 осн., [1- 432], 12 доп., [12-73 ].

Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение межкомпьютерной связи?
  2. Опишите технологию "клиент–сервер".
  3. Что такое протокол коммуникации?
  4. Охарактеризуйте основные виды сетевых топологий.
  5. В каких областях и с какой целью применяются локальные сети?
  6. Перечислите основные сервисы сети Интернет.