Культурно-историческая теория развития психики
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского явилась конкретной реализацией в психологии идеи развития, принципа историзма. Сущность генетического (исторического) принципа состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, имеющий свою собственную историю. Исторической теория Л. С. Выготского называлась так потому, что, согласно Выготскому, невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом акцент делается на изучении качественных изменений, а не эволюционных. [77]
Культурно-историческая теория развития высших психических функций была разработана в 20-30-е годы Л. С. Выготским, А. Н.Леонтьевым, А. Р. Лурия.
Первое направление исследования - изучение условий исторического возникновения высших психических функций.
Второе направление (экспериментальное) - изучение возникновения и формирования высших психических функций в онтогенезе.
Согласно культурно-исторической теории, специфические для человека психические процессы являются опосредствованными, возникают и развиваются на основе использования различных средств (языка, систем письма, счета и пр.), выработанных в ходе исторического развития человечества.
В ранних работах Л. С. Выготский предполагал, что в онтогенезе переплетается «натуральное» и «культурное» развитие психических процессов. В дальнейшем это положение было подвергнуто критике.
Л. С. Выготский ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и пр.) и сформулировал закон их развития: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая».
Механизм формирования высших психических функций - интериоризация.
Высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
Основные черты высших психических функций:
1) они проходят этапы интериоризации (первоначально существуют как форма взаимодействия между людьми);
2) по мере развития происходит их постепенное свертывание, автоматизация;
3) это системные образования, психофизиологической основой высших психических функций являются сложные функциональные системы мозга, что делает высшие психические функции пластичными;
4) опосредованность различными психологическими орудиями - знаковыми системами (например, речью);
5) осознанность;
6) произвольность;
7) неизменными в высших психических функциях является исходная задача и конечный результат, средства осуществления могут меняться.
В структуре высшей психической функции определяющим целым и фокусом всего процесса является знак и способ его употребления (Л. С. Выготский «История развития высших психических функций»).
Виды высших психических функций:
Ø устная и письменная речь,
Ø понятийное мышление,
Ø овладение произвольным вниманием,
Ø развитие мнемических функций (активное запоминание),
Ø развитие волевого поведения (овладение собственным поведением),
Ø мировоззрение.