Лекция №5

В целях повышения качества проведения экспертизы заявок на полезные модели и усиления контроля за соблюдением законодательства в сфере интеллектуальной собственности внесены изменения и дополнения в Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель.

Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь № 15 «О внесении изменений и дополнений в Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель» принято 18 декабря 2007 г., опубликовано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 32, 8/17868, вступило в силу с 13 февраля 2008 г.

Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель, утвержденные постановлением Комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 17 (далее – Правила), дополнены главой 24 «Проведение информационного поиска», содержащей порядок проведения информационного поиска по заявке на полезную модель и представления отчета о нем.

С учетом имеющейся отечественной и зарубежной правоприменительной практики изменения и дополнения в Правила конкретизируют требования к указанию заявителем оснований для подачи заявки; уточняют процедуру рассмотрения дополнительных материалов, представляемых по инициативе заявителя; порядок и сроки представления документов, подтверждающих уплату пошлины за выдачу патента на полезную модель; уточняют форму заявления на выдачу патента Республики Беларусь на полезную модель. Кроме того, определяются требования к терминологии, используемой в названии и формуле полезной модели, к указанию источников информации, уточняются определения ряда терминов (определение полезной модели как объекта промышленной собственности, «сущность полезной модели», «технический результат» и другие).

 

 

 

по учебной дисциплине: «Основы управления интеллектуальной собственностью»

Т е м а 3. Промышленная собственность

 

План лекции:

 

Введение.

1. Рационализаторские предложения.

2. Основные требования Положения о секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах.

 

Литература:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 24.06.1996 г. № 417 «О мерах по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в Республике Беларусь» — «Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь», 1996 г., № 18, ст. 442.

2. Положение о рационализаторской работе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденное приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 2 ноября 2004 г. № 44.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2003 г. № 900 «Об утверждении положения о секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах» — «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 2003 г., № 79, 5/12761.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рационализация – это действия, направленные на усовершенствование, улучшение машин, оборудования, технологии, применяемых материалов, организации производства и т. п.

Рационализаторская работа организуется и проводится в целях повышения боевой готовности Вооруженных Сил Республики Беларусь, совершенствования вооружения и военной техники, повышения эффективности их использования, улучшения качества ремонта и сбережения материальной части Вооруженных Сил Республики Беларусь, создания новой и совершенствования существующей учебно-материальной базы, улучшения медицинского и хозяйственно-бытового обслуживания военнослужащих, повышения производительности труда, экономии государственных средств, улучшения качества строительных работ.

Основными нормативно–правовыми документами в Республике Беларусь действующими в сфере рационализации, являются:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 24 июня 1996 г. № 417 «О мерах по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в Республике Беларусь»;

2. Положение о рационализаторской работе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденное приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 2 ноября 2004 г. № 44 «О совершенствовании работы по созданию и использованию объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений в Вооруженных Силах Республики Беларусь» (далее – Положение).

 

 

1. РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.1. Общие положения.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники, состава материала, являющееся новым и полезным для воинской части, в которую оно подано, а также новое для воинской части организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект.

Согласно Положения рационализаторское предложение признается новым для воинской части, если до подачи заявления по установленной форме оно:

не было заявлено другим лицом, которому принадлежит первенство (первенство рационализаторского предложения определяется датой его поступления в воинскую часть. Первенство признается за автором, который первым подал в установленном порядке предложение, даже в случае, если предложение было первоначально необоснованно отклонено и это отклонение автор не обжаловал. Споры о первенстве на рационализаторское предложение рассматривает в течение 15 дней со дня поступления жалобы командир воинской части совместно с руководителем профсоюзной организации, причем стороны должны быть приглашены к участию в рассмотрении спора. В случае несогласия с принятым решением заявитель вправе ходатайствовать о рассмотрении его вопроса в судебном порядке);

не использовалось в воинской части, кроме случаев, когда решение использовалось по инициативе автора не более трёх месяцев до подачи заявления;

не было известно в воинской части в степени, достаточной для его практического осуществления;

не было предусмотрено приказами (директивами, указаниями) командиров (начальников), а также обязательными для воинской части нормативами (стандартами, нормами, техническими условиями).

Рационализаторское предложение признается полезным, если его использование в данной воинской части в условиях, которые существуют, позволяет получить любой положительный эффект.

Рационализаторское предложение также признается полезным, если его использование позволит получить экономический, технический или иной положительный эффект в условиях, которые должны быть созданы в соответствии с утвержденными планами.

Эффект от использования рационализаторского предложения может заключаться в повышении надежности военной техники, эффективности применения и сокращении сроков приведения ее в боевую готовность, усовершенствовании учебно-материальной базы, повышении качества и сокращении времени на проведение регламентных работ и ремонт военной техники, повышении производительности труда и техники безопасности, экономии материальных и трудовых ресурсов.

Не признается рационализаторским предложение:

снижающее боевые возможности и характеристики вооружения и военной техники, а также эффективность их использования;

снижающее надежность, другие показатели качества изделий военной техники и материалов, ухудшающее технологию, качество ремонта и сбережения материальной части и имущества;

ухудшающее условия труда и качество работ;

ставящее лишь задачу или только определяющее эффект, который может быть получен от применения предложения, без указания конкретного решения;

применяемое в других воинских частях или опубликованное в печати без дополнительной конструкторской, технологической или организационной разработки применительно к условиям данной воинской части;

предусматривающее замену конструкции изделия, технологии производства (ремонта) и применяемой техники, материала на другие известные технические характеристики, назначение которых позволяет осуществить такую замену без технического решения;

предусматривающее изготовление общеизвестных разрезов агрегатов, механизмов, деталей;

относящееся к созданию учебных макетов, моделей, копирующих различные изделия, образцы вооружения, боевой техники, военного имущества или их отдельные части;

относящееся к составлению различных методических разработок, инструкций;

относящееся к методам управления хозяйством (планирования, финансирования), воспитания, преподавания, исследования, проектирования, расчета, а также к информационным системам;

относящееся к условным обозначениям, расписаниям, правилам дорожного движения;

предусматривающее изменение размещения оборудования в помещениях, зданиях, сооружениях, если оно не приводит к совершенствованию технологического процесса;

относящееся к составлению таблиц, диаграмм, графиков, номограмм, шкал, если оно не приводит к изменению конструкции приборов, их содержащих;

содержащее математическое решение задач, в частности, алгоритмы, программы для ЭВМ, если оно не приводит к изменению конструктивных признаков или к изменению технологии;

направленное на замену строительных конструкций, материалов, деталей, изделий на известные, применение которых предусмотрено обязательными для данной воинской части (управления) нормами, правилами и другими нормативными документами по строительству;

направленное на изменение мест разработки карьеров, забора воды для нужд строительства, вывоза грунта, на изменение протяженности инженерных коммуникаций, если такое предложение не содержит технического решения, а также на сокращение протяженности инженерных коммуникаций в связи с изменением технических условий на их присоединение, вызванным приближением к объекту строительства источников и трасс электроснабжения, связи, газоснабжения, теплоснабжения, водопровода по причинам, не зависящим от строительной организации;

связанное с изменением проектных решений, если заявление на рационализаторское предложение подано после согласования этих изменений с заказчиком, кроме случаев, когда предложение использовалось по инициативе автора в течение не более трёх месяцев до подачи заявления;

поданное работниками проектных организаций, осуществляющих авторский надзор в процессе строительства, по изменению проектных решений;

созданное специалистом в порядке выполнения конкретного служебного задания или договорных работ (если предложение специалиста подано после официально подтвержденного выполнения служебного задания или договорных работ, то оно может быть признано рационализаторским).

Авторское право на рационализаторское предложение принадлежит военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь, творческим трудом которых непосредственно было создано рационализаторское предложение.

Если в создании рационализаторского предложения участвовали совместно несколько военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь, то все они считаются соавторами этого рационализаторского предложения. Порядок пользования правами, принадлежащими соавторам, определяется соглашением между ними.

Не признаются соавторами военнослужащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также другие граждане, оказавшие автору рационализаторского предложения только техническую, организационную или материальную помощь либо способствовавшие оформлению рационализаторского предложения или использованию его в воинской части (управлении).

Изменение состава авторов после подачи заявления на рационализаторское предложение не допускается. Споры об авторстве (соавторстве) на рационализаторские предложения рассматриваются в судебном порядке.

 

1.2. Составление и подача заявления на рационализаторское предложение.

Для признания предложения рационализаторским автор письменно составляет заявление по соответствующей форме, определенной в Положении.

В заявлении должно быть указано наименование предложения, перечислены все без исключения соавторы, творческим трудом которых создано предложение, и приведены сведения о них. Заявление составляется отдельно на каждое техническое или организационное решение.

В заявлении на техническое решение излагаются недостатки существующей или необходимость создания новой конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники или нового состава материала, содержание предлагаемого технического решения в степени, достаточной для его практического осуществления, а также сведения о положительном эффекте.

В заявлении на организационное решение излагается необходимость его проведения, раскрываются сущность предложения и экономический или иной положительный эффект.

К заявлению в необходимых случаях прилагаются графические или иные материалы.

Если в состав технического решения входят компоненты программного обеспечения, то они должны быть приложены к заявлению на машинном носителе информации в объеме, достаточном:

для их модификации, компиляции и ввода в предлагаемое техническое решение при его практическом осуществлении;

для обеспечения полной работоспособности предлагаемого технического решения.

Заявление и прилагаемые к нему графические или иные материалы должны быть подписаны всеми соавторами, указанными в заявлении. На заявлении и графических материалах проставляется дата заполнения или изготовления.

По просьбе автора члены комиссии по рационализаторской работе воинской части должны оказать ему помощь в составлении заявления, чертежей, схем, эскизов и других материалов.

Заявление подает в комиссию по рационализаторской работе воинской части сам автор или организатор рационализаторской работы в подразделении воинской части.

Комиссия по рационализаторской работе воинской части назначается приказом командира (начальника) в составе
3–9 человек под председательством заместителя командира (начальника). При необходимости приказом командира воинской части в подразделениях воинской части (далее – подразделения) назначаются организаторы рационализаторской работы.

Заявление на рационализаторское предложение подается в комиссию по рационализаторской работе воинской части, к деятельности которой относится предложение, независимо от того, проходит ли военную службу (работает) автор в этой воинской части.

Предложение относится к деятельности воинской части в том случае, если оно может быть использовано этой воинской частью в технологическом процессе, изготовляемой продукции, применяемой технике или при решении организационных вопросов.

По поступившему заявлению проводится проверка соблюдения требований, предусмотренных Положением.

Заявление не принимается к рассмотрению и не регистрируется в журнале, если:

оно составлено не в соответствии с требованиями Положения;

предложение не относится к деятельности воинской части.

В этих случаях заявление в течение 5 дней со дня его поступления возвращается автору с указанием причины отказа в регистрации или с разъяснением, куда его следует направить, либо автору сообщается, куда направлено на рассмотрение его предложение.

Причины отказа в регистрации предложения должны быть изложены в письменной форме с указанием наименования предложения и даты его поступления в воинскую часть.

Если автор не согласен с отказом в принятии к рассмотрению его заявления, он может обжаловать этот отказ командиру (начальнику) воинской части. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 дней со дня ее поступления. В случае удовлетворения жалобы автора заявление должно быть принято к рассмотрению и зарегистрировано в журнале по первоначальной дате поступления, о чем должна быть сделана соответствующая запись в графе журнала «Примечание».

Заявление, которое в соответствии с настоящими требованиями не подлежит регистрации в журнале, должно быть зарегистрировано как входящая корреспонденция.

При принятии предложения к рассмотрению по просьбе автора в течение 5 дней после поступления такой просьбы в воинской части ему выдается (высылается) справка о получении предложения, удостоверяющая факт и дату поступления заявления по установленной Положением форме.

После регистрации заявления, но до вынесения решения о признании предложения рационализаторским или его отклонении, автор может дополнять или изменять описание предложения, чертежи, схемы или эскизы, не меняя его сущности. Изменения и дополнения должны быть оформлены на отдельном листе с указанием даты представления, их подписывает автор (соавторы). Изменение сущности предложения рассматривается как подача нового предложения, которое должно быть оформлено отдельным заявлением.

Зарегистрированное в воинской части заявление на рационализаторское предложение направляется на заключение в те подразделения и службы, к деятельности которых это предложение непосредственно относится.

Зарегистрированное в управлении заявление на рационализаторское предложение в случае необходимости направляется на заключение в соответствующую воинскую часть.

По предложению могут быть приняты следующие решения:

признать рационализаторским и принять к использованию;

провести опытную проверку;

отклонить.

Решение по предложению с учетом заключений о новизне и полезности принимает командир (начальник) воинской части (управления), в которой оно принято к рассмотрению.

Проект решения по предложению подготавливается в комиссии по рационализаторской работе воинской части (управления) в виде протокола заседания комиссии по рационализаторской работе.

По предложению, признанному в воинской части рационализаторским, должны быть осуществлены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие его использование (включение в соответствующие планы, назначение ответственных лиц за использование предложения, издание приказов об использовании предложения, изменение в связи с предложением нормативной и технической документации и другие мероприятия).

Если на основании заключений предложение признается рационализаторским частично, то в решении должно быть указано, какая часть заявленного технического или организационного решения признается рационализаторским предложением.

В решении о проведении опытной проверки должны быть указаны сроки проведения работ (изготовление образца, его испытание) и должностные лица, ответственные за их проведение.

Решение об отклонении предложения должно содержать мотивы отклонения.

Запись о решении, которое принял командир (начальник), делается в разделе заявления «Принятое решение по предложению».

Заявление должно быть рассмотрено и по нему принято решение в течение одного месяца со дня его поступления.

Принятое решение должно быть сообщено автору (соавторам).

Решение по предложению, принятое после окончания его опытной проверки, должно быть сообщено автору в течение 15 дней со дня окончания опытной проверки.

Автор, не согласный с решением об отказе в признании предложения рационализаторским и принятии его к использованию, вправе в течение 3 месяцев со дня получения решения обжаловать его в установленном порядке командиру (начальнику) воинской части (управления), принявшему решение.

Если автор считает неправильным принятое по жалобе решение, он может обратиться к вышестоящему командиру (начальнику) воинской части (управления) по подчиненности, который обязан в течение одного месяца сообщить автору свое мотивированное решение.

Решение, которое принимает заместитель Министра обороны Республики Беларусь по вооружению – начальник вооружения Вооруженных Сил Республики Беларусь, является окончательным.

После вынесения решения о признании предложения рационализаторским и принятия его к использованию в течение месячного срока автору (каждому из соавторов) рационализаторского предложения выдается удостоверение на рационализаторское предложение по соответствующей форме.

Удостоверение выдает командир (начальник) воинской части (управления), принявший указанное решение.

Дата подачи и номер заявления проставляются в удостоверении в соответствии с данными регистрации его в журнале.

О получении удостоверения автор (соавторы) расписывается в заявлении.

Факт использования рационализаторского предложения подтверждается актом, который составляется по соответствующей форме.

Акт об использовании рационализаторского предложения составляет и подписывает комиссия, в состав которой должны входить командир воинской части, член комиссии по изобретательству и специалист по тематике рационализаторского предложения. Если рационализаторское предложение внедрено только в одном подразделении воинской части, в состав комиссии может входить командир подразделения, где использовано рационализаторское предложение.

Перед составлением акта комиссия обязана проверить факт использования рационализаторского предложения.

В воинской части должно быть оказано содействие автору в составлении заявления на рационализаторское предложение, рассмотрено заявление в установленном порядке или же материалы по предложению направлены в соответствующие органы.

При оформлении, подаче и рассмотрении заявлений на рационализаторские предложения соответствующие должностные лица воинской части обязаны в каждом случае проверить, не содержат ли материалы предложения сведения, составляющие государственную или служебную тайну. Такую проверку проводят во всех органах по изобретательству Министерства обороны Республики Беларусь, где рассматриваются заявления на рационализаторские предложения и материалы по ним. Если предложение признается секретным или совершенно секретным, то об этом сообщается автору, а оформление заявления на предложение и его рассмотрение проводятся в порядке, предусмотренном требованиями настоящего Положения и Инструкции по обеспечению режима секретности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. № 010.

В случае вынесения решения о признании секретного предложения рационализаторским и принятии его к использованию в выдаваемом автору (соавторам) удостоверении на рационализаторское предложение должно указываться только условное наименование рационализаторского предложения. Это же условное наименование указывается в акте, подтверждающем факт использования в воинской части рационализаторского предложения, и в расчете-обосновании размера вознаграждения за рационализаторское предложение, если указанные документы являются несекретными.

Запрещается сообщать авторам секретные сведения, содержащиеся в материалах, противопоставляемых их рационализаторским предложениям, сведения о воинских частях, организациях и лицах, ведущих секретные работы, а также делать ссылки на секретные изобретения, рационализаторские предложения, образцы вооружения, военной техники и предметы, состоящие на вооружении или снабжении, находящиеся в разработке или принятые к использованию.

 

1.3. Выплата вознаграждения за рационализаторское предложение

Автор рационализаторского предложения, которому выдано удостоверение, имеет право на вознаграждение.

Вознаграждение за рационализаторское предложение исчисляется в воинской части, в которой автору выдано удостоверение на рационализаторское предложение и в которой это предложение используется.

В случае соавторства вознаграждение за рационализаторское предложение распределяется между соавторами в процентном отношении по их письменному соглашению. Соглашение составляют и подписывают все соавторы в разделе заявления на рационализаторское предложение «Соглашение о распределении вознаграждения за использование рационализаторского предложения». Споры о распределении вознаграждения рассматриваются в судебном порядке.

Выплата вознаграждения не проводится до представления письменного соглашения или решения суда о распределении вознаграждения между соавторами.

Выплата вознаграждения за рационализаторское предложение осуществляется на основании:

удостоверения на рационализаторское предложение;

акта об использовании рационализаторского предложения;

соглашения соавторов о распределении между ними вознаграждения за использование рационализаторского предложения;

расчета-обоснования размера вознаграждения за рационализаторское предложение;

приказа командира (начальника) воинской части (управления) о выплате денежного вознаграждения.

Если автор рационализаторского предложения не проходит военную службу (не работает) в воинской части (управлении), в которой предложение принято к использованию, выплата вознаграждения проводится по месту прохождения военной службы (работы) автора на основании письменного обращения командира (начальника) воинской части (управления), выдавшего автору удостоверение на рационализаторское предложение, и прилагаемого к нему расчета-обоснования размера вознаграждения.

Расчет-обоснование размера вознаграждения за рационализаторское предложение должен быть составлен и представлен на утверждение командиру воинской части не позднее месячного срока с начала использования предложения.

Размер вознаграждения за рационализаторское предложение определяется по формуле:

В = К1 К2 К3 СБВ,

где СБВ – базовая величина, которую устанавливает Правительство Республики Беларусь;

К1 – коэффициент достигнутого положительного эффекта;

К2 – коэффициент объема использования;

К3 – коэффициент сложности решенной технической задачи.

Значения коэффициентов приведены в Положении.

Для предложений, основу которых составляет организационное решение, значения коэффициентов К1 и К3 принимаются за единицу.

Расчет суммы вознаграждения за рационализаторское предложение составляется исходя из размера базовой величины на дату начала использования рационализаторского предложения, указанную в акте об использовании рационализаторского предложения.

Размер вознаграждения не может быть менее одной базовой величины на дату начала использования и более 20 базовых величин за одно рационализаторское предложение.

В случае, если начальник управления выдал удостоверение на рационализаторское предложение лицу, которому ранее уже было выдано удостоверение на это предложение в подчиненной воинской части, выплата вознаграждения проводится с зачетом сумм, выплаченных ранее.

Вознаграждение за каждое использованное рационализаторское предложение выплачивается в соответствии с расчетом-обоснованием, который утверждают:

командир (начальник) воинской части (организации Министерства обороны Республики Беларусь), военный комиссар – до 3 базовых величин;

командир соединения – до 5 базовых величин;

командующий войсками оперативного (оперативно-тактического) командования – до 7 базовых величин;

командующий видом Вооруженных Сил, начальники структурного подразделения Министерства обороны, учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», государственного учреждения «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь» – до 10 базовых величин.

Представление материалов для выплаты вознаграждений по суммам, превышающим 6 базовых величин по каждому рационализаторскому предложению, проводится по согласованию с председателем военно-технического комитета Вооруженных Сил Республики Беларусь и начальником управления военной экономики Министерства обороны Республики Беларусь.

Материалы по вознаграждениям на сумму свыше 10 базовых величин представляются для принятия решения заместителю Министра обороны Республики Беларусь по вооружению – начальнику вооружения Вооруженных Сил Республики Беларусь.

 

 

2. Основные требования Положения о секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах.

 

Секретными считаются изобретение, полезная модель, промышленный образец, содержащие государственные секреты.

Изобретение, полезная модель, промышленный образец относятся к секретным в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. "О государственных секретах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 3, ст.5; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/921) и иными актами законодательства в сфере защиты государственных секретов.

Порядок подачи заявок на секретные изобретения, полезные модели, промышленные образцы регулируется статьями 12-15 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 1, 2/909), а также иными актами законодательства.

Заявка на предполагаемое секретное изобретение, полезную модель, промышленный образец подается через соответствующий республиканский орган государственного управления, иной государственный орган или организацию, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите (далее - уполномоченный орган), который в случае отнесения сведений, содержащихся в заявке, к государственным секретам, направляет ее в государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности" Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь (далее - патентный орган).

Заявка на изобретение, полезную модель, промышленный образец, поданная непосредственно в патентный орган, оценивается на предмет содержания в ней сведений, составляющих государственные секреты.

В случае, если патентным органом сведения, содержащиеся в заявке, будут оценены как относящиеся к государственным секретам, заявка направляется в соответствующий уполномоченный орган для рассмотрения на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственные секреты. Защита сведений, содержащихся в такой заявке, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Уполномоченный орган рассматривает заявку на изобретение, полезную модель, промышленный образец на предмет наличия сведений, относящихся к государственным секретам, и в течение двух месяцев с момента ее получения принимает соответствующее решение.

Если принимается решение об отсутствии в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец сведений, относящихся к государственным секретам, то заявка возвращается в патентный орган для продолжения делопроизводства по данной заявке.

В случае если принимается решение о наличии в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец сведений, относящихся к государственным секретам, уполномоченным органом устанавливаются ограничения на распространение сведений, содержащихся в заявке.

В зависимости от важности сведений, составляющих государственные секреты, содержащихся в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, материалам заявки присваиваются соответствующие грифы секретности согласно Закону Республики Беларусь "О государственных секретах".

Уполномоченный орган направляет соответствующее решение в патентный орган, который проводит экспертизу заявленных секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствии со статьями 18, 19, 21, 23 и 24 Закона Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы".

Патентный орган в случае необходимости запрашивает у соответствующего уполномоченного органа сведения, необходимые для проведения экспертизы.

При установлении новизны секретного изобретения наряду со сведениями, предусмотренными Законом Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы", в уровень техники включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Республике Беларусь другими лицами неотозванные заявки на секретные изобретения и полезные модели.

Степень секретности сведений, включаемых в уровень техники при установлении новизны секретных изобретений, не должна превышать степень секретности заявленного секретного изобретения.

Приоритет секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца устанавливается по дате поступления заявки на данное изобретение, полезную модель, промышленный образец в патентный орган.

Приоритет секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца может быть установлен также по дате поступления заявок на секретные изобретения, полезные модели, промышленные образцы в соответствии с пунктами 4-7 статьи 16 Закона Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы".

Уполномоченный орган, принявший решение об отнесении сведений, содержащихся в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец, к государственным секретам, а также использовании секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца, устанавливает срок действия ограничений на данные сведения и сообщает об этом заявителю и автору изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Заявитель, автор секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца либо их правопреемники, выдача патента которым приостановлена, имеют право на компенсацию за убытки, возникшие в связи с установлением ограничений на распространение сведений, содержащихся в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец, и на вознаграждение за использование секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца. Ходатайство о выплате компенсации и вознаграждения подается в уполномоченный орган, принявший решение о таких ограничениях, и (или) уполномоченный орган, использующий секретное изобретение, полезную модель, промышленный образец. Компенсация и вознаграждение выплачиваются в течение трех месяцев с даты подачи ходатайства в соответствующий уполномоченный орган.

Компенсация за убытки, возникшие в связи с установлением ограничений на распространение сведений, содержащихся в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец, выплачивается уполномоченным органом, установившим данные ограничения, из средств соответствующего бюджета с учетом срока ограничений на распространение сведений. В случае продления такого срока размер компенсации может быть увеличен.

Вознаграждение за использование секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца выплачивается уполномоченным органом, использующим секретное изобретение, полезную модель, промышленный образец, или уполномоченным им юридическим лицом из средств соответствующего бюджета либо за счет доходов, полученных от основной деятельности, связанной с использованием данного секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца, за каждый год использования. Право на вознаграждение за использование секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца возникает с даты начала использования данного секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Размер вознаграждения за использование секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца исчисляется в установленном порядке.

Автору секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца, передавшему свое право на получение патента по заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец по договору или в связи с созданием служебного изобретения, полезной модели, промышленного образца, компенсация и вознаграждение за использование секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца выплачиваются заявителем в соответствии с заключенным между ними договором.

Решение об отнесении сведений, содержащихся в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец, к государственным секретам, а также вопрос о размерах выплаченных компенсации и вознаграждения за использование секретного изобретения, полезной модели, промышленного образца заявитель или автор могут обжаловать в судебном порядке.

Уполномоченный орган письменно уведомляет патентный орган, заявителя и автора о снятии ограничений на распространение сведений, содержащихся в заявке на секретное изобретение, полезную модель, промышленный образец.

В случае снятия указанных ограничений заявителю выдается патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

На основании решения патентного органа о выдаче патента по заявке на секретное изобретение, полезную модель, промышленный образец и письменного уведомления уполномоченного органа о снятии ограничений на распространение сведений, содержащихся в этой заявке, патентный орган производит регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствующем государственном реестре и выдачу патента при условии уплаты пошлины в установленном размере.

В случае снятия ограничений на распространение сведений, содержащихся в заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец заявитель вправе отозвать заявку до даты регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствующем государственном реестре.

При определении новизны изобретения, заявка на которое подана в соответствии с Законом Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы", рассекреченные изобретение, полезная модель включаются в уровень техники с даты их приоритета.