Средства массовой информации в политической жизни

Средства массовой информации (СМИ) — важнейший атри­бут современной политической жизни, их нередко называют "чет­вертой ветвью власти".

Длительное время для широкой публики главным источни­ком политической информации были газеты и журналы. В 1960 — 1980 гг. все больший вес в политическом процессе стало приобре­тать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ: 1) наблюдение за миром (сбор и распростране­ние информации); 2) редактирование (отбор и комментирование событий); 3) формирование общественного мнения; 4) распрост­ранение культуры; 5) политическое просвещение широких слоев населения. Иными словами, СМИ обеспечивают широкую форму человеческой коммуникации.

Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя такие традици­онные институты связи, как церковь, школа, политические партии и организации и т. д. Как раз эта особенность СМИ использу­ется и рекламным агентством, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар, и политическим деятелем, полити­ческой партией для мобилизации массовой поддержки своей про­граммы.

В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не­редко проливают свет на скрытые пружины политики власть иму­щих, обращают внимание общественности на самые одиозные сто­роны их деятельности и тем самым играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти.

Центральное место СМИ занимают в предвыборной агита­ции, оказывая на избирателей сильное и всестороннее социально-психологическое воздействие. Именно поэтому политики и кан­дидаты уделяют им повышенное внимание. В Российской Федера­ции правила и порядок использования СМИ в предвыборной аги­тации изложены в Положении об информационных гарантиях и Законе о средствах массовой информации.

Названное Положение и Закон гарантируют всем гражданам и избирательным объединениям равный доступ к средствам массо­вой информации, бесплатное предоставление им эфирного време­ни по каналам государственных и муниципальных телерадиоком­паний, равные условия оплаты тех мероприятий предвыборной аги­тации, которые организуются сверх бесплатных. Обязанность обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, придерживаю­щимся различных политических взглядов, равные возможности для изложения своих предвыборных программ эти нормативные акты возлагают на все средства массовой информации, за исклю­чением тех, что учреждены кандидатами либо избирательными объе­динениями без иных соучредителей.

Гарантия равных возможностей состоит в предоставлении равного по продолжительности и удобного для кандидатов и из­бирателей времени выхода в эфир, в своевременном опубликова­нии, обнародовании другим путем графика предоставления эфирного времени, в оказании всем кандидатам необходимой профес­сиональной помощи.

Периодические печатные издания (ежедневные или ежене­дельные газеты, еженедельники, еженедельные журналы) также должны предоставлять каждому кандидату, избирательному объединению равные возможности для осуществления предвы­борной агитации: равные размер печатной площади, объем пуб­ликаций, место расположения на полосе, срок публикаций. Все это утверждается соответствующей избирательной комиссией по предложению главных редакторов периодических печатных из­даний.

Контроль за соблюдением порядка проведения предвыбор­ной агитации через СМИ осуществляют избирательные комиссии, которым при обнаружении фактов нарушения этого порядка пре­доставлено право ставить вопрос об освобождении от должности руководителей редакции СМИ, а также право обратиться в суд с предложением об отмене регистрации кандидата (списка канди­датов). Это предложение суд обязан рассмотреть в трехдневный срок.