Соотношение биологического и социального в человеке

Все современное человечество принадлежит к одному биологическо­му виду — человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и соци­альную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма осно­вывается на фундаментальных биологических механизмах, закономер­ностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявля­ется в условиях действия законов высшей, социальной формы движе­ния материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает су­щественное влияние на жизнедеятельность человека, па его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных пред­ставления о закономерностях становления личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключа­ется в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности лю­дей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важ­нейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популя­циях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для ос­тального мира живых существ. Так, естественный отбор — движущий фактор эволюции живых организмов — утратил свое значение (напри­мер, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется па информации двух видов. Первый вид представляет со­бой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирова­на в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и пе­редачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в ин­дивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от дру­гих живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используют­ся поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Ос­воение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность чело­века определяется понятием социальной наследственности, прису­щей исключительно человеческому обществу.

Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представля­ет собой один вид — Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы — это исторически сложившиеся группы людей, ха­рактеризующиеся общностью наследственных физических особенно­стей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными./По основным же признакам, характер­ным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, спо­собности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас — сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате та­ких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развити­ем цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает сни­жаться. В результате усиления взаимодействия между народами начи­нает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя па это и уйдут тысячи и тысячи лет.