Возникновение раннефеодальной англосаксонской монархии

Средневековое государство и право Англии

Главой государства Пруссии был король, который входил в коллегию курфюрстов.

При короле находился тайный совет, который делился на 3 департамента:

- иностранных дел;

- внутренних дел;

- юстиции.

Тайному совету подчинялись 3 директории: финансов, военных дел и королевских имений. Директория военных дел была наиболее развита и состояла еще из ряда палат, которые ведали организацией, составом и вооружением армии.

Местное управление было основано на дворянском самоуправлении. Дворяне избирали ландраты, которые полностью подчинялись центральной власти. Вся система управления строилась на чиновничьей иерархии.

В Австрии, также, как и в Пруссии, сложилась система полицейского государства. Отличительными особенностями Австрии были следующие:

- она не была таким централизованным государством, как Пруссия, и феодальная раздробленность в ней сохранялась дольше;

- этническая раздробленность приводила к непрерывной вражде. Господствующее положение среди всех национальностей занимали немцы;

- в Австрии господствовало католическое вероисповедание, тогда как Пруссия была протестантской страной.

Местное и центральное управление Австрии имело много сходного, однако, были и свои особенности.

Таким образом, характерным отличием германского абсолютизма от других стран Западной Европы явилась длительная феодальная раздробленность, существовавшая до 1871года.

Контрольные вопросы

1. Какие социально-экономические причины обусловили длительную феодальную раздробленность Германии?

2. Чем была вызвана рецепция римского права в Германии?

3. Что такое арьервассальство?

4. Определите значение Золотой Буллы.

5. В чем состоит своеобразие германского княжеского абсолютизма?

6. Когда была издана Каролина?

7. В чем состоит главная цель наказания по Каролине?

 

 

Феодализм в Англии, как и в других странах Западной Европы, проходил в своем развитии аналогичные стадии: становление, расцвет и упадок (однако хронологически это не всегда у всех совпадало в силу разнообразных особенностей).

В Англии такие феодальные отношения складывались на развали­нах Западной Римской империи, завоеванных германскими племенами - англами, саксами и ютами. Местное кельтское население либо порабо­щалось, либо уничтожалось.

Особенностью возникновения государства было то, что германские племена-завоеватели выступали основателями государственности (к началу VIII в. было образовано 7 раннефеодальных королевств). Захва­тывая огромные территории и производя раздел между собой, герман­ские племена фактически ускоряли процесс превращения родоплеменной аристократии в землевладельческую. Однако определяющим фактором развития германского общества было разложение сельской общины, которая находилась на той стадии развития, когда ее основой стало крестьянское хозяйство, что повлекло за собой формирование аллода - свободно отчуждаемого земельного надела. На этой основе среди общинников ускорился процесс имущественной дифференциации.

В VII в. было создано единое англосаксонское государство, ставшее Англией. Однако до середины XI в. бесконечные датские нашествия и завоевания не давали возможности государственному развитию Англии. Государственный строй до нормандского завоевания (1066 г.) характеризовался слабой королевской властью.

Схематично можно представить центральное и местное управление следующим образом:

 

 

 

 

 


Королевская власть была выборной. Обладая высшей военной властью, король должен был обеспечивать мир и безопасность государства. Высшая судебная власть также принадлежала королю. Однако фактически совет короля (витанагемот) ограничивал его учас­тие при рассмотрении наиболее тяжких уголовных дел.

Совет короля участвовал в обсуждении законов, в установлении налогов, ведал вопросами войны и мира, принимал участие в рассмот­рении судебных дел в королевском суде, т.е. ведал важнейшими внут­риполитическими и внешнеполитическими вопросами.

Постепенно произошло смещение ролей в управлении государ­ством: уменьшение влияния совета и, наоборот, увеличение значимости королевского двора. Наиболее влиятельными при дворе были камерарий и мар­шал. При короле Альфреде Великом был составлен первый общеанглийский сборник законов, включавший законы ранних англосаксонских правд.

Вся территория государства была поделена на графства, сотни и общины. Во главе графств стояли, назначаемые королем из местной феодальной знати с одобрения совета короля, олдермены.

Они формально представляли интересы короля в графстве, факти­чески же защищали интересы местной знати. Такое назначение не могло способствовать процессу централизации государства, поэтому короли стали назначать в графства шерифов, которые первоначально только собирали деньги в королевскую казну. С усилением королевской власти они постепенно сосредотачивали все управление в граф­стве.

Шерифы осуществляли:

- надзор за выполнением привилегий короля в графстве;

- наблюдали за выполнением повинностей королю;

- участвовали в разрешении всех финансовых и судебных вопросов;

- осуществляли полицейские функции.

Графства делились на сотни, во главе которых стояли сотники. В управлении сотни активно участвовало собрание сотни, которому при­надлежала уголовная и гражданская юрисдикция, а также разрешались споры между сельскими общинами.

Сельская община была в системе местного управления самым низшим звеном. Староста и общинный сход решали все вопросы управ­ления:

- хозяйственные вопросы (о севообороте);

- разбирали мелкие уголовные дела;

- разрешали споры между жителями.

Таким образом, созданная система управления раннефеодальной монархии в Англии уже свидетельствовала об изменениях, происходив­ших как в центральном, так и в местном управлении в сторону срав­нительного усиления королевской власти. Но, несмотря на обширность государства, оно фактически было лишено прочных внутренних связей, и могло в любой момент быть захваченным, что и произошло чуть позже. Процесс феодализации сопровождался внутригосударственными противоречиями разных уровней и постоянной внешней угрозой.