Прогнозирование регионального развития
План лекции
Тема 10. Региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития
1. Прогнозирование регионального развития
2. Программирование регионального развития
3. Региональная идеология в системе государственного регулирования регионального развития
4. Региональные идеологии субъектов Российской Федерации
Рекомендуемая литература
1. Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы. Волков Ю.Г. //Социально-гуманитарные знания №3, 2003 г.
2. Гуманистическое будущее России. Волков Ю.Г.
Социально-гуманитарные знания №2, 2000 г.
3. Волков Ю.Г. Идеология для России.//Социально-гуманитарные знания №2, 2001 г.
4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб., 1998.
5. О механизме взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов //Доклад рабочей группы по вопросам комплексного социально-экономического планирования развития регионов Государственного совета Российской Федерации, 2006
6. Макарычев А. С. Глобальное и локальное: меняющаяся роль государства в управлении пространственным развитием // Политическая наука. Пространство как фактор политических трансформаций. М.: ИНИОН РАН, 2003.
7. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000.
8. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004.
9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002.
10. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Основы региональной политики: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000
Величина территории России, её неоднородность по различным признакам, исторические особенности обусловили, что в настоящее время многие ее регионы резко отличаются друг от друга. В этих условиях социальная и экономическая политика в регионах должна быть продуманной и четко выверенной. Очевидно, что последнее невозможно без научного анализа сложившейся в регионах обстановки, предвидения будущего и стратегического планирования. Несмотря на большое разнообразие территориальных, экономических, социальных, экологических и других особенностей субъектов Российской Федерации, на различные темпы вхождения их в рыночную экономику и качество жизни населения, возможен единый системный подход к их изучению. Разработка методологии исследования отдельного региона может быть применена к изучению других субъектов Российской Федерации.
Прогнозирование регионального развития является важнейшим условием выработки рациональной региональной политики, выявления и своевременного согласования региональных и общегосударственных интересов, определения стратегически важных направлений развития регионов и путей решения региональных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития как отдельных субъектов Федерации, так и государства в целом.
Разработка стратегии развития региона немыслима без учета всех сторон его существования и моделирования сценариев развития. При моделировании социально-экономических процессов в регионе возникают проблемы получения объективных оценок для укрупненных блоков показателей состояния региона.
«Прогноз» (prognosis, лат. – предвидение, предсказание) – совокупность вероятностных суждений, основанных на знании законов развития природы, общества и мышления и способности человеческого мозга к опережающему отображению действительности о тенденциях и путях развития данного объекта в ближайшем или отдаленном будущем.
Методика прогнозирования складывается из ряда приемов:
а) частично-научные методы, применяемые в рамках отдельных наук (гидрологические, социологические и т. п.);
б) частично-научные методы, применяемые во всех науках (формально-логические, математические, эвристические);
в) общеметодологические принципы.
Цель прогнозирования – это создание научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций, вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающего как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование направлений социально-экономического развития для принятия управленческих решений. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки прогнозов, основанных на научных методах познания социально-экономических явлений прошлого и настоящего, учитывающих планируемые конечные цели и средства их достижения для принятия обоснованных управленческих решений. Социально-экономическое прогнозирование базируется на принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности (разные траектории развития), целенаправленности (прогнозирование включает цели), эффективности.
Региональные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков.
Данные прогнозы представляют совокупность обоснований и показателей, характеризующих перспективную динамику экономической и социальной ситуации по сценариям, отличающимся сроками и результатами реализации отдельных концептуальных направлений государственной политики (например, в части развития демографической ситуации) по России в целом и по каждому субъекту Российской Федерации, параметрами федеральных целевых программ, национальных проектов, структурных и институциональных реформ, крупнейших инвестиционных проектов, состоянием экономической и политической конъюнктуры в мире.
В целях регионального регулирования применяются следующие виды прогнозов:
по объекту прогнозирования — прогнозы территориального аспекта развития России; прогнозы развития отдельных природно-экономических зон (зона Севера, регион Большая Волга и т.п.) и экономических районов; прогнозы развития субъектов РФ; прогнозы развития территориально-промышленных комплексов и районов нового освоения (например, Нижнего Приангарья); прогнозы развития локальных регионов и городов (крупнейшие города, закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны и т.п.);
по предмету прогнозирования — прогнозы комплексного социально-экномического характера, прогнозы инвестиционные; прогнозы социальные (демографические, рынков рабочей силы и т.н.); прогнозы экологические и т.г
по срокам прогнозирования — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы;
по субъектам прогнозирования — прогнозы, выполняемые федеральными министерствами, субъектами РФ и научными организациями; комплексные прогнозы, выполняемые совместно федеральными и региональными органами.