Характеристика видов музыкальных занятий
Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей. Главная задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии -
· вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности,
· обогатить чувства ребенка,
· развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,
· приступить к формированию необходимых знаний, умений и навыков
Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Выделяют следующие виды занятий по содержанию:
· Типовое занятие включает в себя все виды детской музыкальной деятельности. Наиболее распространенный вид музыкального занятия. Возможно и необходимо варьирование структуры данного типа занятии. Однако следует учитывать следующие правила:
1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия;
2) Нельзя петь после музыкально-ритмических движений, особенно активных;
3) Использовать задания, требующие физической активности лучше в конце занятия;
4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера
· Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:
1) Доминирование определенного вида деятельности (остальные — вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.
2) Доминирование заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми)
· Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:
1)собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой — праздничная дата, картины природы, времена года );
2)музыкально-тематическое ( тема связана с музыкой как видом искусства, с раскрытием возможностей музыкального языка )
· Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств.
Главное при проведении такого вида занятий - не формально чередовать виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.
По количеству детей-участников занятия делятся индивидуальные, занятия по подгруппам, фронтальные, объединенные.
Вне зависимости от вида занятия и количества детей-участников, оно должно организовываться преимущественно в игровой форме, с использованием сюжета.