Экономическая система природопользования и охраны окружающей среды
Служба маркетинга
На крупном предприятии служба может включать 3 подразделения:
Отдел исследований маркетинга (3 группы: группа рыночных исследований (изучение потребителя, конкурентов, анализ и оценка внешней среды, розничных цен), группа анализа и оценки новой продукции (оценка продукции в разных стадиях разработки, изучение жизненного цикла старой продукции); группа анализа эффективности маркетинга фирмы (создание банка маркетинговых данных, эффективность сбыта, рекламы).
Отдел сбыта выполняет и контролирует все транспортные, складские, торговые операции, включая доставку потребителю.
Отдел рекламы – разработка рекламной политики на внутреннем и внешнем рынках, вопросы паблик релейшен.
Охрана окружающей среды должна проводиться с использованием экономических механизмов. Одним из способов влияния на величину загрязнения окружающей среды является введение платности загрязнения. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды был введен в 1993 году, распространяется на все юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с природопользованием. Установлены платежи за следующие виды вредного воздействия:
· выброс в атмосферу загрязняющих веществ;
· сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
· размещение отходов;
· другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, излучения всех видов).
Плата устанавливается по каждому ингредиенту, то есть по каждому виду вредного воздействия с учетом степени его опасности для природной среды.
Базовые нормативы платы устанавливаются Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики РФ за выбросы, сбросы и размещение отходов в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Кроме того, для отдельных регионов и бассейнов рек могут устанавливаться повышающие коэффициенты экологической значимости, учитывающие природно-климатические факторы (например, для курортных зон).
Норматив платы представляет собой величину годового удельного экономического ущерба народному хозяйству. Удельный экономический ущерб (в ценах 1990 г) от выбросов в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита – 3, 3 руб./усл.т., от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты –443,50 руб./ усл.т. Базовые нормативы платы ежегодно индексируются в соответствии с темпами инфляции. Например, в 1998 году к-т индексации был равен 48.
Если плата за загрязнение окружающей среды установлена в пределах допустимых нормативов, то природопользователь умножает величину каждого вида сбросов и выбросов на соответствующую ставку платы и суммирует полученные по каждому виду загрязнений и сбросов результаты.
Плата за сбросы в размерах, не превышающих предельно допустимые норматив = ∑ставка платы х фактич. сброс (при фактическом сбросе меньше или равном предельно допустимому).
В случае соблюдения лимитов (предельных норм) за загрязняющие факторы ставка платы по каждому виду загрязнений умножается на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами. При превышении лимитов величина платы дополнительно увеличивается в пятикратном размере.
Платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы осуществляются за счет себестоимости продукции, за превышение их – за счет чистой прибыли предприятия.
Плата за загрязнение окружающей среды перечисляется во внебюджетные государственные экологические фонды (90 %) и в доход республиканского бюджета (10%).