Наука как способ познания мира

Наука познает объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Наряду с наукой существует вненаучное познание, занимающее важное место в жизни человека. На практике вненаучные формы познания часто бывают незаменимы. Среди них наиболее распространено обыденное познание.

Под обыденным познанием понимают неспециализированную по­знавательную деятельность человека в процессе его жизнедеятельно­сти. Результатом обыденного познания является жизненно-практиче­ское знание. Такое знание не требует для своего усвоения и передачи специальной подготовки. При этом жизненно-практическое знание является ключевым во взаимопонимании людей и образует основу любого другого знания, в том числе и научного. Помимо обыденного, к вненаучному относят многочисленные специализированные виды практического познания и знания — например, практическое живот­новодство, растениеводство, швейное дело и т. д.

Результатом обыденного познания, так же как и научного, может быть объективное знание о мире. При этом научное и обыденное познание имеют ряд важных отличий:

1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В пауке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей меж­ду ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с сами­ми объектами, а с их идеализированными моделями.

2. Системность и обоснованность — признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.

3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическоесредство проверки знаний — эксперимент.

4. Использование специальной аппаратуры. В отличие от обыденного познания паука нуждается в специальных орудиях исредствах исследования — научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).

5. Используемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В пауке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфическихтерминов, символов, схем, формул.

6. Необходимость особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки — теоретической, практической, методической.

Научное познание иначе называют научным исследованием. Нау­ка — не только результат научного исследования, но и само исследова­ние. Она имеет определенную структуру. Выделяют два уровня науч­ного исследования — эмпирический и теоретический.

Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это опытное познание.

Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассматриваю, исследую) представляет собой систему логических высказываний включающих в себя математические формулы, схемы, графики