Общие сведения, понятия и определения
Основы создания и использования списков (баз данных) в электронной таблице
Применение функции пользователя
- внесите в таблицу исходные данные N, X, Dx как показано на листинге 6.21;
- выделите область ячеек A6:B12;
- вызовите мастер функций командой Вставка, Функция или щелчком мыши по соответствующей пиктограмме в панели инструментов Стандартная; - выберите в списке “Категории” окна мастера функций категорию “Определенные пользователем”, а в списке “Функция” выберите имя функции Tablperem;
- внесите адреса ячеек данных в окне диалога и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Alt+Enter.
Списки или базы данных в электронной таблице Excel представляют собой подобие информационно-справочных систем известных как системы управления базами данных (СУБД ). СУБД - один из классов программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных, справочных, информационно-поисковых систем. Основными компонентами информационной системы являются: база данных, система управления базами данных, прикладная программа и интерфейс. База данных содержит интересующую пользователя информацию, а также описание структуры хранимых данных. СУБД выполняет типовые процедуры управления данными, осуществляет взаимодействие с прикладной программой. Прикладная программа реализует требуемый алгоритм ведения диалога пользователя с информационной системой, ввода и контроля запросов, организации информационного поиска, выборки и представления данных в виде справок и отчетов. Взаимодействие между прикладной программой и СУБД осуществляется с помощью специальных операторов или команд языка управления базой данных.
| ||||
Поле 1 | Поле 2 | …. | Поле N | Ü строка заголовков |
![]() | ||||
Записи | ||||
Рис. 6.22. Структура базы данных |
Возможны три модели баз данных: сетевые, иерархические и реляционные. Сетевые и иерархические СУБД получили наибольшее распространение на больших- и мини-ЭВМ. На ПК используется преимущественно реляционная модель данных. Сетевые СУБД используют модель представления данных в виде произвольного графа. В иерархических СУБД данные представляются в виде древовидной структуры. Реляционная модель ориентирована на представление данных в виде таблицы. В Excel реализована реляционная база данных.
Таблица реляционной БД (рис.6.22) представляет собой двухмерный массив и обладает следующими свойствами: каждый элемент таблицы - это один элемент данных, повторяющиеся группы отсутствуют; все столбцы (колонки) в таблице однородные. Это означает, что все элементы одного столбца имеют одинаковую природу, например: марка автомобиля или размер заработной платы. Столбцам присвоены уникальные имена; в таблице нет одинаковых строк; в операциях с таблицей ее строки и столбцы могут просматриваться в любом порядке и в любой последовательности безотносительно к их информационному содержанию и смыслу.
Каждая строка таблицы – это запись, каждая колонка таблицы – поле записи. Размещение в одной строке таблицы определенных элементов данных означает установление между ними связи или отношения. Например, если база данных содержит сведения о запасных частях к автомобилям, то в одной строке могут быть помещены сведения о запасных частях к автомобилю конкретной марки. То есть, данные в одной строке связаны между собой тем, что принадлежат одной марке автомобиля. Строка таблицы с этими данными представляет собой один конкретный экземпляр отношения данного типа или его кортеж, а всю таблицу в целом называют отношением. Таким образом, при описании реляционной модели данных отношением называют всю таблицу в целом как совокупность конкретных экземпляров отношения. Слова "отношения" и "реляционный" (от латинского relation - отношение) представляют собой синонимы.
Совокупность значений элементов данных, размещенных в одном столбце таблицы и определяющих некоторую характеристику или свойство объектов, описываемых строками таблицы, называют атрибутом отношения. Количество элементов данных в кортеже (количество столбцов в таблице) определяет степень отношения. Если таблица включает n столбцов, то она представляет собой отношение степени n. Количество кортежей в отношении (число строк в таблице) определяют его мощность - m. Тогда общее количество элементов данных в отношении степени n будет равно n х m.
Атрибут, значение которого идентифицирует кортеж, то есть позволяет однозначно выделить его из других кортежей данного отношения, называется ключевым атрибутом или просто ключом. Ключ может включать несколько атрибутов - составной ключ или представлять собой только часть значения атрибута - частичный ключ. В приведенном выше примере в качестве ключа может быть марка автомобиля, что позволяет однозначно выделить кортеж из всего отношения.
Программа Excel позволяет импортировать и обрабатывать данные из других баз данных, а также позволяет создавать собственные базы данных.