Общие сведения, понятия и определения

Основы создания и использования списков (баз данных) в электронной таблице

Применение функции пользователя

- внесите в таблицу исходные данные N, X, Dx как показано на листинге 6.21;

- выделите область ячеек A6:B12;

- вызовите мастер функций командой Вставка, Функция или щелчком мыши по соответствующей пиктограмме в панели инструментов Стандартная; - выберите в списке “Категории” окна мастера функций категорию “Определенные пользователем”, а в списке “Функция” выберите имя функции Tablperem;

- внесите адреса ячеек данных в окне диалога и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Alt+Enter.

 

Списки или базы данных в электронной таблице Excel представляют собой подобие информационно-справочных систем известных как системы управления базами данных (СУБД ). СУБД - один из классов прог­раммных средств, предназначенных для создания, ведения и использова­ния баз данных, справочных, информационно-поисковых систем. Основными компонентами информационной системы являются: база данных, систе­ма управления базами данных, прикладная программа и интерфейс. База данных содержит интересующую пользователя информацию, а также описание структуры хранимых данных. СУБД выполняет типовые процедуры управления данными, осуществляет взаимодействие с прикладной програм­мой. Прикладная программа реализует требуемый алгоритм ведения диалога пользователя с информационной системой, ввода и контроля запросов, ор­ганизации информационного поиска, выборки и представления данных в ви­де справок и отчетов. Взаимодействие между прикладной программой и СУБД осуществляется с помощью специальных операторов или команд языка управления базой данных.

 
 

 
Поле 1 Поле 2 …. Поле N Ü строка заголовков
       
        Записи
         
Рис. 6.22. Структура базы данных

Возможны три модели баз данных: сетевые, иерархические и реляционные. Сетевые и иерархические СУБД по­лучили наибольшее распространение на больших- и мини-ЭВМ. На ПК ис­пользуется преимущественно реляционная модель данных. Сетевые СУБД ис­пользуют модель представления данных в виде произвольного графа. В ие­рархических СУБД данные представляются в виде древовидной структуры. Реляционная модель ориентирована на представление данных в виде табли­цы. В Excel реализована реляционная база данных.

Таблица реляционной БД (рис.6.22) представляет собой двухмерный мас­сив и обладает следующими свойствами: каждый элемент таблицы - это один элемент данных, повторяющиеся группы отсутствуют; все столбцы (колонки) в таблице однородные. Это означает, что все элементы одного столбца имеют одинаковую природу, например: марка автомобиля или раз­мер заработной платы. Столбцам присвоены уникальные имена; в таблице нет одинаковых строк; в операциях с таблицей ее строки и столбцы могут просматриваться в лю­бом порядке и в любой последовательности безотносительно к их информа­ционному содержанию и смыслу.

Каждая строка таблицы – это запись, каждая колонка таблицы – поле записи. Размещение в одной строке таблицы определенных элементов данных означает установление между ними связи или отношения. Например, если база данных со­держит сведения о запасных частях к автомобилям, то в одной строке мо­гут быть помещены сведения о запасных частях к автомобилю конкретной марки. То есть, данные в одной строке связаны между собой тем, что принадлежат одной марке автомобиля. Строка таблицы с этими данными представляет собой один конкретный экземпляр отношения данного типа или его кортеж, а всю таблицу в целом называют отношением. Таким обра­зом, при описании реляционной модели данных отношением называют всю таблицу в целом как совокупность конкретных экземпляров отношения. Слова "отношения" и "реляционный" (от латинского relation - отношение) представляют собой синонимы.

Совокупность значений элементов данных, размещенных в одном столбце таблицы и определяющих некоторую характеристику или свойство объектов, описываемых строками таблицы, называют атрибутом отношения. Количество элементов данных в кортеже (количество столбцов в таблице) определяет степень отношения. Если таблица включает n столбцов, то она представляет собой отношение степени n. Количество кортежей в отноше­нии (число строк в таблице) определяют его мощность - m. Тогда общее количество элементов данных в отношении степени n будет равно n х m.

Атрибут, значение которого идентифицирует кортеж, то есть позволяет однозначно выделить его из других кортежей данного отношения, называ­ется ключевым атрибутом или просто ключом. Ключ может включать нес­колько атрибутов - составной ключ или представлять собой только часть значения атрибута - частичный ключ. В приведенном выше примере в ка­честве ключа может быть марка автомобиля, что позволяет однозначно вы­делить кортеж из всего отношения.

Программа Excel позволяет импортировать и обрабатывать данные из других баз данных, а также позволяет создавать собственные базы данных.