Анализ накладных затрат по импорту

Анализ динамики импортных операций

 

Анализ динамики импортных операций включает:

1. Сопоставление импорта товаров (работ, услуг) за несколько лет. При этом рассчитываются такие показатели динамики, как абсолютное изменение импорта, темп роста, темп прироста, товарная структура импорта. Анализ целесообразно проводить за несколько лет.

2. Факторный анализ изменения импорта. Выявляется зависимость от трех факторов: физического объема импорта, цен на импортные товары и официального курса ЦБ РФ к иностранной валюте. При этом объем импорта выражается в сопоставимых ценах, за основу принимаются цены базисного периода. Взаимосвязь факторов выражается формулой

,

где n – номенклатура (число) импортируемых товаров;

Qi – физический объем импорта,

Сi – контрактная цена,

Ki – курс иностранной валюты к рублю.

 

Влияние факторов можно рассчитать методом цепных подстановок или путем расчета индекса физического объема экспорта, индекса цен и индекса курса иностранной валюты к рублю. В таблице 2 выполнен факторный анализ импорта методом цепных подстановок.

Таблица 2 – Факторный анализ импорта методом цепных подстановок

Показатель Формула расчета показателя Базисный год Отчетный год
Стоимость импортных материалов по контракту, у.е. (C) - 160 000   181 500  
Количество импортных материалов, шт. (Q) - 10 000   11 000  
Средняя контрактная цена, у.е. (Сi) Сi,у.е.= С : Q   16,5  
Средний курс иностранной валюты, 1 у.е. / руб. (К) -    
Стоимость импортных материалов по контракту, руб. (И) И = С × К   5 600 000   6 171 000  
Изменение импорта за счет изменения физического объема, руб. ∆ И (Q) = Q1 × С0 × K0 - Q0 × С0 × K0 = = 11 000 × 16 × 35 - 10 000 × 16 × 35 = = 6 160 000 – 5 600 000 = + 560 000
Изменение импорта за счет изменения цены, руб. ∆ И (С) = Q1 × С1 × K0 - Q1 × С0 × K0 = = 11 000 × 16,5 × 35 - 11 000 × 16 × 35 = = 6 352 500 – 6 160 000 = + 192 500
Изменение импорта за счет изменения курса иностранной валюты, руб. ∆ И (К) = Q1 × С1 × K1 - Q1 × С1 × K0 = = 11 000 × 16,5 × 34 - 11 000 × 16,5 × 35 = = 6 171 000 – 6 352 500 = - 181 500
Изменение импорта – всего, руб. в том числе за счет изменения факторов, руб. ∆ И = И1 - И0 = 6 171 000 – 5 600 000 = = + 571 000 ∆ И = ∆ И(Q) + ∆ И(С) + ∆ И(К) = + 560 000 + + 192 500 - 181 500 = + 571 000

 

В отчетном году по сравнению с базисным объемы импорта выросли на 571 000 руб., что произошло под влиянием:

– увеличения физического объема импортируемых товаров, что увеличило импорт на 560 000 руб.;

– увеличения контрактных цен, что увеличило стоимость импорта на 192 500 руб.;

– снижения среднего курса иностранной валюты по отношению к рублю, что уменьшило стоимость импорта на 181 500 руб.

По результат анализа можно сделать вывод, что основным фактором увеличения импорта было увеличение физического объема приобретенных материальных ценностей.

 

 

Под накладными понимаются затраты, связанные с доставкой импортных товаров до покупателя, т. е. это совокупность затрат сверх контрактной стоимости товаров. Они формируют первоначальную стоимость импортных материальных ценностей. К накладным затратам относятся:

– стоимость перевозки всеми видами транспорта;

– стоимость услуг по погрузке-разгрузке и хранению товаров;

– стоимость услуг по страхованию грузов;

– ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы;

– стоимость услуг посредников (комиссионера, таможенного представителя);

– другие затраты.

Анализ накладных затрат по импорту проводится по следующим направлениям:

1. Сопоставление накладных затрат за несколько лет. Рассчитываются абсолютное изменение затрат, темп роста или прироста.

2. Анализ структуры затрат. Определяется доля каждого вида накладных затрат по импорту в их общей стоимости, а затем определяется абсолютное изменение каждого вида затрат. В таблице 3 выполнен анализ структуры накладных затрат по импорту.

Таблица 3 – Анализ структуры накладных затрат по импорту

Наименование затрат Базисный год Отчетный год Изменение (+;-)
руб. уд.вес.,% руб. уд.вес.,% руб. уд.вес., %
Доставка железнодорожным транспортом 1 045 190 40,7 1 299 330 48,0 +254 140 +7,3
Доставка автомобильным транспортом 842 300 32,8 730 850 27,0 -111 450 -5,8
Страхование перевозки 77 040 3,0 86 620 3,2 +9 580 +0,2
Оплата погрузочных и разгрузочных работ, хранения 228 550 8,9 184 070 6,8 -44 480 -2,1
Таможенные пошлины и сборы 143 800 5,6 189 480 7,0 +45 680 +1,4
Услуги посредников 231 120 9,0 216 550 8,0 -14 570 -1,0
Итого 2 568 000 2 706 900 +138 900 0,0

 

Увеличение суммы накладных затрат произошло из-за увеличения затрат на перевозку, страхование грузов и таможенных платежей. Более 70% затрат приходится на стоимость услуг по перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом. Другой существенный вид затрат – расходы на погрузку и разгрузку, они составляли 6,8% и 8,9% соответственно в отчетном и базисном году.

 

Увеличение или уменьшение затрат в абсолютном выражении не позволяет оценить целесообразность понесенных затрат. Поэтому в процессе анализа выявляется, насколько взаимосвязаны рост накладных затрат и рост себестоимости проданной продукции (товаров). Для этого можно рассчитать следующие обобщающие показатели:

относительный уровень (удельный вес) накладных затрат по импорту (8). Он показывает, столько копеек накладных затрат приходилось на один рубль контрактной стоимости импортных товарно-материальных ценностей и рассчитывается

 

где dнакл – относительный уровень (удельный вес) накладных затрат по импорту,

Знакл – накладные затраты по импорту,

Зконтракт – контрактная стоимость импортных товарно-материальных ценностей.

экономия средств (дополнительная потребность) для проведения импортных операций (9). Показывает, как изменение себестоимости проданной продукции повлияло на изменение затрат по импорту.

Экономия (дополнительная потребность) в средствах для импортных операций   =   Знакл1 – Знакл0   × Себестоимость продаж1 ,   (9)
Себестоимость продаж0

 

где Знакл1,0– накладные затраты по импорту за отчетный и базисный периоды.

 

Сумма накладных затрат зависит от таких факторов, как схемы поставки товаров, длина цепочки поставки, распределение затрат по перевозке, страхованию и оплате таможенных платежей между продавцом и покупателем. Существенное влияние оказывают и внешние факторы – меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, например, требования к сертификации товаров или их перевозке, таможенно-тарифное регулирование. Повышение тарифов таможенной пошлины при прочих равных условиях приведет к увеличению накладных затрат по импорту.