Методы получения информации.

Лекция 2. Основные процессы преобразования информации

Методы получения информации можно разбить на три большие группы:

эмпирические методы или методы получения эмпирических данных.

теоретические методы или методы построения различных теорий.

эмпирико-теоретические методы (смешанные) или методы построения теорий на основе полученных эмпирических данных об объекте, процессе, явлении.

Охарактеризуем кратко эмпирические методы.

Наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении.

Сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного.

Измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов.

Эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств.

Кроме классических форм их реализации, в последнее время используются опрос, интервью, тестирование и другие.

Охарактеризуем кратко эмпирико-теоретические методы.

Абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных.

Анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей.

Декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением.

Синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей.

Композиция — соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением.

Индукция – получение знания о целом по знаниям о частях.

Дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом.

Эвристики, использование эвристических процедур – получение знания о целом по знаниям о частях и по наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению.

Моделирование (простое моделирование), использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели или приборов.

Исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой.

Логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении.

Макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде.

Актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей (а, следовательно, и целого) из статического состояния в динамическое состояние.

Визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.

Кроме указанных классических форм реализации теоретико-эмпирических методов часто используются и мониторинг (система наблюдений и анализа состояний), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание) и другие формы.

Охарактеризуем кратко теоретические методы.

Восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.

Идеализация – получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности.

Формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление).

Аксиоматизация – получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений.

Виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.

Например, для построения модели планирования и управления производством в рамках страны, региона или крупной отрасли нужно решить следующие проблемы:

· определить структурные связи, уровни управления и принятия решений, ресурсы; при этом чаще используются методы наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента, анализа и синтеза, дедукции и индукции, эвристический, исторический и логический методы, макетирование и др.;

· определить гипотезы, цели, возможные проблемы планирования; наиболее используемые методы – наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, индукция, эвристический, исторический, логический и др.;

· конструирование эмпирических моделей; наиболее используемые методы – абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, идеализация и др.;

· поиск решения проблемы планирования и просчет различных вариантов, директив планирования, поиск оптимального решения; используемые чаще методы – измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, актуализация, макетирование, визуализация, виртуализация и др.

Суть задачи управления любой системой – отделение ценной информации от "шумов" (бесполезного, иногда даже вредного для системы возмущения информации) и выделение информации, которая позволяет этой системе существовать и развиваться.

Информационная система – это система, в которой элементы, структура, цель, ресурсы рассматриваются на информационном уровне (хотя, естественно, имеются и другие уровни рассмотрения).

Информационная среда – это среда (система и ее окружение) из взаимодействующих информационных систем, включая и информацию, актуализируемую в этих системах.

Установление отношений и связей, описание их формальными средствами, языками, разработка соответствующих описаниям моделей, методов, алгоритмов, создание и актуализация технологий, поддерживающих эти модели и методы, и составляет основную задачу информатики как науки, образовательной области, сферы человеческой деятельности.

Информатику можно определить как науку, изучающую неизменные сущности (инварианты) информационных процессов, которые протекают в различных предметных областях, в обществе, в познании, в природе.