I. История привлечения иностранного капитала в Россию

Иностранные инвестиции в России

ТЕМА 5

1. История привлечения иностранного капитала в Россию

2. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в РФ

3. Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ на современном этапе

4. Повышение инвестиционной привлекательности России

 

Первым предложил привлекать технологии икапитал в Россию Петр I. В период его правления возникли предприятия с иностранным капиталом в Питере, Новгороде, Ярославле. Следующие монархи продолжили и развили этот опыт, так как считалось, что финансовый, технологический и культурный обмен с европейскими странами принесет России большую пользу.

Если говорить о формах привлечения, то Россия прошла тот же путь, что и другие страны, а мировая практика свидетельствует, что обращение к иностранному капиталу начиналось в форму государственных займов, получаемых у иностранных банков. Первый крупный внешний заем бал получен в период царствования Екатерины II в 1769, у голландских банкиров, на сумму 4,3 млн. рублей серебром, под 5% годовых на 10 лет. В дальнейшем Россия регулярно пользовалась услугами иностранных денежных рынков.

В результате в 70-80 годы 19-го века общая сумма государственных, гарантированных правительства займов составила примерно 4 млрд. рублей, это были железнодорожные займы, это было колоссальная сумма. Именно эти займы обеспечили подъем и создание в стране таких отраслей: горно-металлургическая, машиностроительная, электротехническая и химическая. Российские ценные бумаги были размещены в Голландии, Германии, Англии и Франции, займы способствовали развитию экономики страны. C их помощью решались проблемы бюджетного дефицита, но с другой стороны по займам нужно было выплачивать большие проценты, и чтобы расплатиться по старым долгам приходилось делать новые заимствования.

К 80-м годам 19 векам платежи по старым займам превышали поступления по новым, но, вместе с тем, в начале 20-го века Россия резко выделялась среди стран должников по масштабам своих внутренних накоплений. Так, например, средняя прибыль предпринимателей (в % к обороту) была в несколько раз выше, чем в странах Западной Европы, именно они и стали основным фактором роста. В США к 1914 году набрали займов вдвое больше, чем Россия и были главным должником, но это не помешало США уйти далеко вперед по уровню экономического развития. Учитывая такую ситуацию, графом Витте была предложена политика прямых Иностранные инвестиции в конкретные отрасли и региональные банки, вместо чистых займов. По предложениям Витте необходимо было создать соответствующие юридические и экономические условия, в частности снизить таможенные пошлины на иностранные технологии, урезать права военного ведомства на закрытые сферы экономики, а главное разрешить иностранцам покупать в частную собственность недвижимость, то есть здания и землю, как гарантию на вложенный капитал. Не имея поддержки, многие предложения не были реализованы, но иностранные инвестиции сыграли положительную роль в становлении и развитии многих новых производств в России, иностранные инвесторы, вкладывая деньги, не вывозили прибыль из страны, а реинвестировали ее в российскую экономику, иностранные компании, работая на российский рынок, были тесно связаны с местными предпринимателями и постепенно ассимилировали в Россию. Такой же процесс шел и в США.

К 1913 году рост внешней задолженности прекратился и несколько уменьшился государственный долг, сократилась доля платежей по размещенной за границей расходной части бюджета. Главной формой стали прямые иностранные инвестиции в действующие в России акционерные общества, то есть шел процесс органического слияния иностранных капиталов с русским бизнесом.

С 1904 по 1914 год акционерные иностранные общества составляли только 12% их общего количества и 16% по объему капитала, таким образом, основная масса иностранного капитала направлялась в русские фирмы и компании. Общий объем иностранных инвестиций достиг к 1913 году 1,3 млрд. рублей, из них приходилось на капиталы учрежденных в России иностранных компаний 40%, и 60% было вложено в акции российских промышленных компаний. По происхождению:

· 46% - франко-бельгийский капитал

· 27% - германский

· 17% - английский

Определились сферы функционирования:

· горнодобывающая

· электротехническая

· машиностроение

· металлообработка

· горная

По географическому признаку иностранный капитал направлялся в:

· северо-западный

· центральный

· южные районы России

Всего из-за рубежа к 1913 года в Россию было вложено более 40% от всех вложенных средств. Такие успехи привлечения иностранного капитала объяснялись тем, что в стране действовало достаточно развитое законодательства, которое обеспечивало условия функционирования иностранных инвесторов и защиту национальных инвесторов.

После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов и России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний были аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России.

Практически иностранные капиталовложения стали привлекаться в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (так называемой «новой экономической политике»). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio – разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых «чистых» концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ – акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20-30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, большие общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т.п. – все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ, несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени – со второй половины 60-х гг., в период экономических реформ того времени. Начиная с 60-х гг. иностранные средства привлекались в страну в виде целевых кредитов, используемых на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — определенные идеологические догмы, переоценка собственных научно-технических и технологических возможностей.