Соглашения на уровне отраслей

Первым многосторонним соглашением для конкретного сектора отраслей является Договор об энергетической хартии (ДЭХ), распространяет своё действие на топливно-энергетический комплекс. Вступил в силу в 1998 году. Его ратифицировали 50 стран: отошли США и Канада. Достоинством этого договора является его комплексный характер:

· Одним договором регулируется инвестиционный режим, торговля и правила транзита, а так же обязательные процедуры разрешения споров на многосторонней основе

· ДЭХ выступает в международной инвестиционной практике первым юридически обязательным многосторонним соглашением о защите инвестиций, которое максимально охватывает все сферы инвестирования

· ДЭХ играет роль первого многостороннего соглашения, которое охватывает как защиту инвестиций, так и торговлю энергетическими материалами и продуктами.

Базисные положения этого договора, относящиеся к инвестициям, содержат основные условия, закреплённые повсеместно, в текстах других международных соглашений по поощрению и защите инвестиций. К их числу в первую очередь относятся следующие обязательства сторон:

1. Поощрять и создавать стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвестирования договаривающихся сторон, включая предоставление справедливого одинакового режима, а так же обеспечивая инвестициям максимальную защиту и безопасность

2. Предоставлять инвесторам и инвестиция другой договаривающейся стороны режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам либо инвесторам любого третьего государства в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятный.

3. Допускать изъятия из предоставленного национального режима в основном по причинам, связанным с обеспечением национальной безопасности

4. Выплачивать быструю, достаточную и эффективную компенсацию за любые экспроприированные активы. Размер компенсации должен соответствовать рыночной стоимости активов на момент, предшествующий моменту, когда на эту стоимость повлияло намерение осуществить экспроприацию.

5. Безусловно, разрешать иностранному инвестору свободно переводить за рубеж инвестированный им капитал и любые, связанные с ним доходы.

ДЭХ защищает права инвесторов не только путём предоставления им национального режима или режима наибольшего благоприятствования, а так же путём использования соглашения ТРИМС ВТО. Имеются в виду инвестиционные меры, ограничивающие торговлю или её нормальный ход.

В договоре указывается, что договаривающиеся стороны должны устранить применяемые в их практике меры, несовместимые с ТРИМС. Таким образом, если соглашение ТРИМС обязательны для всех стран-членов ВТО, то условия ДЭХ становятся нормой для значительной группы стран не членов ВТО, но подписавших этот документ (в том числе это распространяется на России).

ДЭХ включает целый ряд действенных положений о разрешении международных споров: если иностранный инвестор считает, что правительство принимающей страны не выполнило свои обязательства по защите инвестиций, он может сам решить, передать ли спор в национальный суд или международный арбитраж, а договаривающиеся стороны обязались исполнять арбитражные решения без задержки и на всей территории.

ДЭХ внёс много нового в регулирование иностранных инвестиций по сравнению с двухсторонними соглашениями:

· Расширен и уточнён диапазон определений (понятийный аппарат)

· Даны более чёткие формулировки базового инструментария, правовых режимов для иностранных инвесторов

· Чётко прописан порядок разрешения споров, отделены споры по инвестиционным вопросам по спорам коммерческого и транзитного характера.

Россия подписала ДЭХ, но не ратифицировала и одной из причин этого предполагался транзит товаров по территории страны, тарифы по которому противоречили ДЭХ.

 

3. Регулирование и система приема иностранного капитала на уровне отдельных стран

Каждая страна, открытая для импорта капитала, располагает определенной системой приема капитала как совокупностью нормативно-правовой базы и учреждений, осуществляющих государственную политику в отношении зарубежных инвестиций.

Как правило, система приема капитала отражает стремление принимающего государства найти оптимальный вариант включения иностранных инвестиций в решение приоритетных задач национального развития.

В современных условиях в мире идет процесс либерализации инвестиционной политики, который затронул многие страны. Это обусловлено с одной стороны требованиям стран-доноров либерализации и унификации инвестиционного режима, расширения круга предоставляемых гарантий и облегчения доступа на национальные рынки. С другой стороны, страны-реципиенты привлекают, таким образом, дополнительные инвестиции в свою экономику, улучшают свои позиции в конкурентной борьбе за инвестиции, и конечно, получают ресурсы для решения социально-экономических проблем страны. За период с 1992 по 2005 год число стран, вносивших изменения в свои инвестиционные режимы возросло с 43 до 93, а количество внесенных изменений с 77 до 205. При этом 80% всех изменений было направлено на создание благоприятных режимов для прямых иностранных инвестиций.

Изменения, направленные на эти цели, включали:

· Упрощение процедур регистрации

· Снижение налогов

· Расширение поощрительных мер

· Повышение степени открытости для зарубежных инвесторов и т.п.

Одновременно были приняты серьезные меры по защите экономики от иностранной конкуренции, усилению влияния государства в отдельных отраслях, в частности в таких стратегических сферах как нефтяная отрасль и инфраструктура. Наиболее далеко процесс либерализации иностранных инвестиций продвинулся в промышленно развитых регионах. Максимальная либерализация достигнута в рамках ЕС, где создано и достаточно успешно функционирует единое инвестиционное пространство. Подобные предпосылки созданы также подписанием в 1992 году трехстороннего соглашения между США, Канадой и Мексикой о свободной Североамериканской зоне (НАФТА). В развивающихся странах переход к либерализации инвестиционной политики заметно обозначился лишь с 80х годов 20 века. Раньше других этот процесс начался в Восточной и Юго-Восточной Азии и ряде стран Латинской Америки.

Система регулирования иностранных инвестиций имеет свои особенности в каждой стране, однако все страны объединяют в две группы:

1. Страны с конкурентоспособной экономикой (США, Великобритания, Швейцария и т.д.)

Деятельность иностранных инвесторов регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Общие положения этих законодательных актов в большинстве стран в целом идентичны. Различия только в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в этой стране, в целом распространяются законодательные и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных инвесторов. Поэтому в этих странах нет специальных законов для иностранных инвесторов, т.к. при стабильно развивающемся рынке было бы некорректно по отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой для иностранных инвесторов. В отношении иностранных инвестиций существуют некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В основном законодательство направлено на либерализацию инвестиционного режима и предоставления иностранным инвесторам не менее благоприятных условий, чем национальным:

· Свобода образования новых компаний (регистрационные процедуры, гарантии прав собственности)

· Получение прибыли (предсказуемое налогообложение, равные побудительные механизмы для всех)

· Урегулирование конфликтов («прозрачное» трудовое законодательство, арбитраж, ясные антимонопольные правила и некоторые другие).

В национальных законах предусматриваются гарантии для иностранных инвесторов:

· Гарантии перевода прибылей

· В случае экспроприации собственности полноценная компенсация

· Порядок разрешения споров.

Во многих национальных законах рекомендуется придерживаться разработанных МБРР «руководящих принципов для иностранных инвестиций». Нужно отметить расширение сферы действия национального законодательства по прямым иностранным инвестициям: оно распространяется на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности.

Хотя все эти нормативные акты касаются преимущественно частных инвестиций, в настоящее время они очень часто распространяются на инвестиции государственных организаций и самого государства.

В последние два десятилетия в странах Запада повышается ответственность и роль регионов в принятии и реализации инвестиционных решений. Причем в ряде стран (США, Великобритания, Франция, Германия) местные органы часто имеют большую самостоятельность в вопросах регламентации иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов на своей территории, поощряя или наоборот ограничивая их в зависимости от сложившейся в данном регионе экономической ситуации.

Ограничения, которые законодательно устанавливаются применительно к более частным вопросам правоспособности иностранных инвесторов, помимо указанных выше, направлены на установление допустимых пределов участия их капиталов в национальных предприятиях или занятия руководящих должностей в органах этих стран. Так, например, в Швейцарии и Испании законодательством предусмотрено ограничение иностранных инвестиций, вкладываемых в уставный капитал предприятия, создаваемого или приобретаемого на территории данной страны.

2. Страны с развивающейся экономикой

В этих странах существуют специальные законодательства об иностранных инвестициях, они создаются, как правило, в периоды реформ или нестабильности экономики для того, чтобы с одной стороны предоставить специальный режим для иностранного инвестора и привлечь его в страну, а с другой стороны установить режим протекционизма для национальных производителей. В настоящее время специальные инвестиционные кодексы приняты в 51 стране мира (28 африканских, 9 азиатских, 6 европейских, 8 латиноамериканских).

 

 

ТЕМА 3 . Экономические методы стимулирования экспорта и импорта иностранного капитала

1. Стимулирование вывоза капитал странами экспортерами

2. Методы стимулирования привлечения капитала странами импортерами

3. Методы скрытого перевода прибыли из-за границы и защита интересов принимающих стран